www.kkn09.ru
Контакты:
kongress-kn@bk.ru
» » Обращение
04
сентябрь
2021
0

Обращение

Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращаемся к Вам по просьбе жителей и общественности Карачаево-Черкесии, обеспокоенной преобразованием Тебердинского заповедника в Национальный парк Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2021 года №1350.
 
Ранее мы (КЧ РОО "Конгресс карачаевского народа", Совет старейшин КЧ РОО "Къарачай Алан халкъ" и Отделение Русского географического общества в Карачаево-Черкесии) уже обращались на Ваше имя 04.07.2019 г. с просьбой посодействовать тому, чтобы отдельные положения Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях" в части касающейся преобразования заповедников в национальные парки (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты РФ") были признаны утратившим силу, в силу экологической угрозы эндемичному резервату флоры и фауны Тебердинского заповедника и коррупциогенных факторов, которые создаются данными изменениями.
Наше обращение было отписано профильным ведомствам, приславшим ответы, в которых без должного пояснения остались затронутые нами вопросы коррупциогенного характера и угрозы экосистеме.
Необходимость преобразования ангажируется тем, что новый статус будет способствовать развитию экологического туризма и проведения обследования лесов и санитарно-оздоровительных мероприятий и, будто, ранее этому препятствовал режим особой охраны заповедника. А также, основанием для преобразования послужило, якобы, наличие в составе заповедника 102 га рекреационной территории известного горного курорта Домбай. В действительности, с согласованием Минприроды РФ пос. Домбай с прилегающей к нему рекреационной территорией с площадью 102 га более десятков лет назад выведены из состава заповедника, переданы в муниципальное управление и реализованы в частный сектор пользования. Указанная площадь составляет менее 1 % от общей площади заповедника. 102 га соседней с заповедником территории Домбайского туристического и горнолыжного комплекса не могут отрицательно влиять на 187 964 га заповедной территории в сильно пересеченном горном рельефе. Эти преобразования могут повлечь за собой негативные последствия.

В первую очередь узаконенную передачу земельных участков на особо охраняемых территориях в "иные виды пользования" в обход изначально узаконенного. В отношении государственных природных заповедников в обозначенном Законе, ст. 11, п. 2 сформулировано:
"2. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах государственных природных заповедников предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации."В отношении национальных парков, ст. 16 - Управление национальными парками изложено в другой редакции:
"2. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным учреждениям осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В границах национальных парков так же могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного пользования."В поправке к закону не присутствует четкой формулировки, - о каких земельных участках, и каких, так называемых иных собственниках и пользователях, идет речь. Именно это существенное дополнение дает возможность двоякой трактовки Закона, ибо не совсем ясно о каком количестве участков идет речь, каково может быть их использование. Открываются небывалые возможности для коррупциогенной составляющей и постепенного захвата особо охраняемых земельных участков, это вопрос только времени. Бессистемное, не контролируемое использование заповедной территории нанесет непоправимый ущерб природному резервату, эндемичной и богатейшей флоре и фауне Северного Кавказа, и в частности Тебердинского заповедника.
 
Тебердинский заповедник за уникальную сохранность эталонных природных комплексов и экосистем 5 сентября 1994 г. был награжден Дипломом Совета Европы I степени. Через пять лет после первого присуждения, а в последующем через каждые десять лет заповедник возобновляет право на продление этого диплома. Для продления диплома рассматриваются ежегодные отчеты заповедника в Совет Европы, изучаются вопросы соблюдения заповедником условии и рекомендации Совета Европы. Кроме того, перед рассмотрением вопроса о продлении диплома заповедник посещает эксперт Совета Европы.

Диплом Совета Европы I степени, наряду со статусом биосферного резервата ЮНЕСКО и членством в Международном альянсе охраняемых территории показывает высокий международный статус, международное признание и международное значение Тебердинского заповедника в охране природы нашей планеты.
Тебердинский государственный биосферный Заповедник -это огромная территория в 112 606 га. 31.7% -это леса, 20%-луга, 10 % — ледники, 38,4 % — скалы и осыпи, 0,7 % — воды. И все эти бесценные природные богатства, которые уже 85 лет находились неприкосновенными благодаря статусу заповедника, имеют шанс исчезнуть.
Советом Министров РСФСР от 04.06.1971 г. № 1137-р было изъято из земель Тебердинского заповедника земельных участков общей площадью 122,05 гектара и отводе их Ставропольскому краю. Этим Распоряжением Ставропольскому краю было разрешено дополнительно использовать 102,3 гектара территории указанного заповедника под горнолыжного трассы и канатные дороги.

Тебердинский заповедник является неотъемлемой территорией единой мировой системы глобального мониторинга состояния окружающей среды по программе ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАБ). Имеет Диплом Совета Европы, как природный резерват в структуре Европейской системы особо охраняемых природных территорий, соответствующий природоохранным требованиям Европы. Природные комплексы Тебердинского заповедника уникальны в географическом и биологическом разнообразии горных территорий, наличием множества редких и исчезающих видов растений и животных в едином эколого-генетическом пространстве.

В статусе заповедника проводились  успешные природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские работы, способствующие эффективно развивающемуся экологическому туризму в условиях заповедного режима.
Социально-экономическая ситуация вокруг заповедника, связанная с переходом к рыночным отношениям складывается не в пользу сохранения природной целостности. Об этом свидетельствуют множество примеров бесхозяйственного природопользования на сопредельных с Тебердинским заповедником территориях. Статус заповедника позволяет сдерживать натиск на уязвимые горные территории, сохранять природный баланс, ледники и реки питающие гидрографическую сеть Юга России.

Тебердинский государственный природный биосферный заповедник расположен в границах Главного Кавказского хребта, в 40 км от Кавказского государственного биосферного заповедника. В Тебердинском заповеднике значительно больше доля высокогорных биотопов и участков современного оледенения. Это типичная горна местность, где 83 % территории находится на высоте свыше 2 тыс. метров над уровнем моря. В заповеднике известно более 100 ледников, составляющих 10 % от всей его территории. Природный комплекс представляет собой полный взаимосвязанный экологический ряд высокогорных экосистем от сосновых и темнохвойных лесов до альпийских пустошей с речными долинами и высокогорными озерами. Это целостная природоохранная территория большая часть которой не подвергалась человеческому воздействию. В связи с этим она является не только местом распространения находящихся под угрозой исчезновения редких, эндемичных, и реликтовых видов растений и животных, но и представляет собой естественную и не модифицированную среду обитания наиболее уязвимых крупных млекопитающих, как например, кавказский зубр, кавказский благородный олень, западнокавказский тур, кавказская серна, волк, кавказский медведь и др.Тебердинский заповедник организован в январе 1935 года решением Карачаевского облисполкома, а 5 марта 1936 года постановлением № 40 ВЦИК Совета народных комиссаров РСФСР вынесено решение "Об образовании Тебердинского высокогорного акклиматизированного государственного полного заповедника". Этим постановлением воспрещалось на всей территории заповедника эксплуатация леса, охота и рыбная ловля, но допускалось пользование пастбищами и курортное развитие территории. На протяжении своей почти 85-ти летней истории успешно функционирует, сохраняя и изучая генетический фонд и уникальное ландшафтное разнообразие региона. Историческое сожительство с туризмом, санаторно-курортным комплексом и традиционным природопользованием всегда находило приемлемый консенсус между заинтересованными сторонами. Во все времена Тебердинский государственный заповедник является гарантом и центром проведения экологической и общегосударственной политики в регионе, где при всех сменах общественно-исторических формаций отношение к природе было трепетным, а быт, культура, мудрость народов Кавказа всегда определялись отношением к природе. Тебердинский заповедник, вот уже 85 лет, в определенной степени, выполняет консолидирующую роль между федеральным центром и Карачаево-Черкесией.

Решение о преобразовании Тебердинского заповедника принято без общественного обсуждения, без учета мнения местного населения и широкой общественности. в Народном Собрании (Парламенте) КЧР было заседание Круглого стола с участием всех профильных министерств и ведомств, но без предварительного обсуждения вопроса в широких кругах общественности республики. И именно волнующее сознание общественности положение статьи 16 участники Круглого стола предусмотрительно не поставили вопросом в повестке обсуждения. Народ республики узнал о преобразовании только после состоявшегося факта. Таким образом никто из населения не имел возможности выразить свой протест.
Вместе с тем, Декларация ООН о правах коренных народов, так же дает право коренным народам самостоятельно определять, как и на каких условиях будут использоваться земли, на которых они проживают.

Согласно ст.5 Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об особо охраняемых природных территориях" Граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. При осуществлении этих мероприятий органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления учитывают предложения граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Но власти республики проигнорировали эти нормы законодательства и общественность узнала о преобразовании после свершенного факта. Вследствие того, что не было создано условий для выражения мнения общественности, жители республики создали петицию на Ваше имя о недопустимости преобразования Тебердинского заповедника в Национальный парк и уже сейчас эта петиция набрала порядка 50 тыс. (это, почти, каждый пятый житель республики) голосов и голосование ещё не завершено.

На основании вышеизложенного, просим Вас действие статьи 9 Федеральным законом от 03.08.2018 N 321-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части преобразования
Тебердинского государственного природного биосферного заповедника в Национальный парк отменить.
 
Поручить органам власти Карачаево-Черкесской Республики провести широкие общественные слушания по вопросу преобразования Тебердинского государственного природного биосферного заповедника в Национальный парк.
В рамках общественных слушаний провести голосование (опрос, референдум), чтобы народ мог простым большинством голосов выразить свое мнение и, с учетом волеизъявления народов КЧР, принять окончательное решение по Тебердинскому заповеднику.

 Председатель МОД "Союз репрессированных народов России", Председатель ОД "Конгресс карачаевского народа", Заслуженный юрист КЧР, Ветеран труда КЧР, Полковник в отставке К. Н. Халкечев

Председатель Совета старейшин КЧ РОО "Къарачай Алан Халкъ", Заслуженный строитель РФ,
Лауреат премии Совета Министров СССР   А. А. Катчиев

© 2017-2020 - WWW.KKN09.RU
369000, Карачаево-Черкесская Республика, г.Черкесск

© 2017-2020 - создание и поддержка TeberD!n! DES!NG
Яндекс.Метрика