www.kkn09.ru
Контакты:
kongress-kn@bk.ru
» » Тебердинский заповедник
20
август
2021
0

Тебердинский заповедник

Уважаемые друзья и соратники, вчера снова началось бурное обсуждение среди общественности КЧР вопрос преобразования Тебердинского заповедника в Национальный парк. Все те, кто подписан на наши страницы, знают что ККН уже четвертый год ведёт неустанную борьбу и мы обращались во все инстанции на федеральном и региональном уровне. На все свои многочисленные обращения мы получали ответы, но без должного пояснения остались затронутые нами вопросы коррупциогенного характера (ст. 16 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а именно угроза постепенного захвата особо охраняемых земельных участков в силу приводимой в статье формулировки: «в границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования») и угрозы экосистеме (непоправимый ущерб природному резервату, эндемичной и богатейшей флоре и фауне Северного Кавказа, и в частности Тебердинского заповедника), причиной которых, по заключениям экспертов, может стать упразднение Тебердинского заповедника путём преобразования в Национальный парк.
Обращение к Президенту РФ относительно Тебердинского заповедника. Именно коррупциогенная составляющая этой статьи тревожит общественность КЧР и на нее требуется пояснение. Ниже представляем вашему вниманию наше обращение на имя Президента РФ от 04.07.2019 г., которое составлено в полном соответствии и каждый неравнодушный, при ознакомлении, сможет понять все нюансы и может использовать для основы своего обращения (при желании) на имя высших должностных лиц.

Уважаемый Владимир Владимирович! 

Обращаемся к Вам по просьбе жителей и общественности Карачаево-Черкесии, обеспокоенной негативными последствиями принятия федерального закона от 28.12.2013 г. №406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты РФ" - упразднение Тебердинского государственного биосферного природного заповедника (ТГБПЗ) в статус Национального парка.Тебердинский государственный природный биосферный заповедник расположен в границах Главного Кавказского хребта, в 40 км от Кавказского государственного бисоферного заповедника. В Тебердинском заповеднике значительно больше доля высокогорных биотопов и участков современного оледенения. Это типичная горна местность, где 83 % территории находится на высоте свыше 2 тыс. метров над уровнем моря. В заповеднике известно более 100 ледников, составляющих 10 % от всей его территории. Природный комплекс представляет собой полный взаимосвязанный экологический ряд высокогорных экосистем от сосновых и темнохвойных лесов до альпийских пустошей с речными долинами и высокогорными озерами. Это целостная природоохранная территория большая часть которой не подвергалась человеческому воздействию. В связи с этим она является не только местом распространения находящихся под угрозой исчезновения редких, эндемичных, и реликтовых видов растений и животных, но и представляет собой естественную и не модифицированную среду обитания наиболее уязвимых крупных млекопитающих, как например, кавказский зубр, кавказский благородный олень, западнокавказский тур, кавказская серна, волк, кавказский медведь и др.Тебердинский заповедник организован в январе 1935 года решением Карачаевского облисполкома, а 5 марта 1936 года постановлением № 40 ВЦИК Совета народных комиссаров РСФСР вынесено решение "Об образовании Тебердинского высокогорного акклиматизированного государственного полного заповедника". Этим постановлением воспрещалось на всей территории заповедника эксплуатация леса, охота и рыбная ловля, но допускалось пользование пастбищами и курортное развитие территории. На протяжении своей почти 80-ти летней истории успешно функционирует, сохраняя и изучая генетический фонд и уникальное ландшафтное разнообразие региона. Историческое сожительство с туризмом, санаторно-курортным комплексом и традиционным природопользованием всегда находило приемлемый консенсус между заинтересованными сторонами. Во все времена Тебердинский государственный заповедник является гарантом и центром проведения экологической и общегосударственной политики в регионе, где при всех сменах общественно-исторических формаций отношение к природе было трепетным, а быт, культура, мудрость народов Кавказа всегда определялись отношением к природе. Тебердинский заповедник, вот уже 80 лет, в определенной степени, выполняет консолидирующую роль между федеральным центром и Карачаево-Черкесией. 

Площадь биосферного полигона - 27 277, 6 га. Участок хребта, расположенный на территории Тебердинского заповедника, имеет протяженность 42,5 км и покрыт не только ледниками, но и вечными снегами. Территория заповедника включает более 150 озер ледникового происхождения. С 1997 года Тебердинский запловедник входит во Всемирную сеть биосферных резерватов. Территория заповедника отнесена к одноименной ключевой орнитологической территории международного значения как место высокой концентрации редких видов хищных птиц. Представленность государственных природных (биосферных) заповедников Северо-Кавказского региона вполне соответствует важнейшим эколого-географическим критериям категории "ЗАПОВЕДНИКИ", а именно: - уникальность;-представленность (репрезентативность, типичность); -размерность;взаимосвязанность;реликтовость и эндемиз; - социально-экологическая значимость; способность предоставлять рекреационные площади; - оптимальная соизмеримость. Уникальные природные ландшафты, разнообразный растительный и животный мир, объекты природного и культурного наследия, особенно легко ранимых территорий, послужили решающим фактором в создании единственной в мире и уникальной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в России. 

"Государственные природные заповедники" в формулировке федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", "являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем". Выполняя эти функции многие заповедники, выживая и адаптируясь в разных социально-экономических условиях, даже в военное время, сохраняли свой статус и целостность. Тем не менее, в постперестроечный период, когда был издан Федеральный закон об ООПТ, начались бесконечные его корректировки, правки, редактирование и т.д. Инициаторами манипуляций относительно ФЗ об ООПТ, как правило, являются управленческие структуры, в ведомстве которых находятся заповедники. Непостоянство содержания статей данного Федерального закона об ООПТ постепенно превращало заповедники в вотчины московских руководителей. Нищенское существование охраны, не конкурирующая научная деятельность, несогласованность единоличных рукодителей заоведников с коллективами на местах, постепенно приводит к деградации некогда уникальной и единственной в мире заповедной системы Российского государства. Эколого-просветительские отделы заповедников, сформированные после издания Федерального закона об ООПТ, изначально ориентированы на развитие "экологического туризма" в государственных природных заповедниках. Только каковы отличительные черты "экологического туризма" от классического туризма на территориях природных заповедников не вполне понятно. Возникают разногласия с туристическими организациями. Не редко имеют место абсурдные ситуации. Например, нахождение туристов в заповеднике, проникших из сопредельных территорий, расценивается как нарушение заповедного режима, тут же заплатив деньги непосредственно госинспектору, дальнейшее пребывание в заповеднике для этих туристов уже считается узаконенным. Последние шаги, препринятые Министерством природных ресурсов РФ. ярко свидетельствует об авантюрных устремлениях чиновников, взявших курс на развал заповедной системы. Принятые в конце 2013 года поправки в Федеральный закон об ООПТ предусматривают преобразование государственных заповедников в национальные парки. 

В число заповедников, в первую очередь намеченных к изменению статуса включен и Тебердинский государственный природный биосферный (ТГПБЗ), с почти восьмидесятилетним стажем. Основанием для принятия послужило, якобы, наличие в составе заповедника 102 га рекреационной территории известного горного курорта Домбай. В действительности, с согласованием Минприроды РФ пос. Домбай с прилегающей к нему рекреационной территорией с площадью 102 га давно, более 15-ти лет назад выведены из состава заповедника, переданы в муниципальное управление и реализованы в частный сектор пользования. Указанная площадь составляет менее 1 % от общей площади заповедника. Возникает закономерный вопрос о том, какие теневые и авантюрные интересы преследуются чиновниками, манипулирующими деятельностью ТГБПЗ? Преобразование ТГБПЗ в национальный парк, согласно поправкам к Федеральному закону об ООПТ, принятые от 28.12.2013 г. № 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты РФ", влекут за собой негативные последствия. 

В первую очередь узаконенную передачу земельных участков на особо охраняемых территориях в "иные виды пользования" в обход изначально узаконенного. В отношении государственных природных заповедников в обозначенном Законе, ст. 11, п. 2 сформулировано: 
"2. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах государственных природных заповедников предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации."В отношении национальных парков, ст. 16 - Управление национальными парками изложено в другой редакции: 
"2. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным учреждениям осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

В границах национальных парков так же могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного пользования."В поправке к закону не присутствует четкой формулировки, - о каких земельных участках, и каких, так называемых иных собственниках и пользователях, идет речь. Именно это существенное дополнение дает возможность двоякой трактовки Закона, ибо не совсем ясно о каком количестве участков идет речь, каково может быть их использование. Открываются небывалые возможности для коррупциогенной составляющей и постепенного захвата особо охраняемых земельных участков, это вопрос только времени. Бессистемное, не контролируемое использование заповедной территории, в случае ее преобразования, нанесет непоправимый ущерб природному резервату, эндемичной и богатейшей флоре и фауне Северного Кавказа, и в частности Тебердинского заповедника. Видимо для Минприроды РФ значительно важнее реализовать скандальные поправки в Закон об ООПТ, направленные на развал заповедной системы, чем восстанавливать утерянные позиции охраны и науки, а также сохранять уникальные природные территории. А для нас это является сакральной обязанностью перед будущими поколениями. Проанализировав складывающуюся ситуацию во взаимоотношениях чиновников, влияющих на федеральное законодательство, с Тебердинским государственным природным биосферным заповедником, считаем действия Министерства природных ресурсов и экологии РФ о преобразовании ТГБПЗ в национальный парк, преждевременными, необоснованными, и более того опасными, вследствие коррупциогенных факторов. Эту позицию разделяют: научная общественность, население Карачаево-Черкесской Республики, КЧ РОО "Конгресс карачаевского народа", Совет старейшин КЧ РОО "Къарачай Алан Халкъ", Региональное Отделение Русского географического общества. Сдерживающими факторами столь непродуманных решений в первую очередь следует считать: 
1. ТГБПЗ является неотъемлемой территорией единой мировой системы глобального мониторинга состояния окружающей среды по программе ЮНЕСКО "Человек и биосфера" (МАБ). 
2. Имеет Диплом Совета Европы, как природный резерват в структуре Европейской системы особо охраняемых природных территорий, соответствующий природоохранным требованиям Европы. 
3. Природные комплексы Тебердинского заповедника уникальны в географическом и биологическом разнообразии горных территорий, наличием множества редких и исчезающих видов растений и животных в едином эколого-генетическом пространстве. 
4. ТГБПЗ, в его статусе- сегодня успешное природоохранное, научно-исследовательское и эколого-просветительское учреждение, эффективнор развивающее экологический уризм в условиях заповедного режима. 
5. Социально-экономическая ситуация вокруг ТГБПЗ, связанная с переходом к рыночным отношениям складывается не в пользу сохранения природной целостности. Об этом свидетельствуют множество примеров бесхозяйственного природопользования на сопредельных с Тебердинским заповедником территориях. Статус ТГБПЗ позволяет сдерживать натиск на уязвимые горные территории, сохранять природный баланс, ледники и реки питающие гидрографическую сеть Юга России. 

Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ господин Р. Гизатулин, который был одним из инициаторов преобразования, в том числе Тебердинского заповедника, отмечал, что сеть заповедников РФ увеличивается за счет создания новых. Возникает вопрос, что ждет новые заповедники на "руинах" старейших, которым посвятили жизнь несколько поколений выдающихся ученых и заслуженных специалистов - работников ТГБПЗ, путешественников, натуралистов, а также жителей КЧР, которые с тревогой наблюдают за происходящим и находятся в шоковом состоянии от осознания негативных последствий подобных решений Миприроды РФ? 
102 га соседней с заповедником территории Домбайского туристического и горнолыжного комплекса не могут отрицательно вляить на 187 964 га заповедной территории в сильно пересеченном горном рельефе. Статья 5 ФЗ об ООПТ предусматривает "участие граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании ООПТ". 

Решение Минприроды РФ о преобразовании Тебердинского государственного природного биосферного заповедника принято без общественного обсуждения, без учета мнения местного населения и широкой общественности - тихонько в кулуарах власти. Исходя из вышеизложенного, КЧ РОО "Конгресс карачаевского народа", Совет старейшин КЧ РОО "Къарачай Алан халкъ" и Отделение Русского географического общества в Карачаево-Черкесии поддерживают общественность и жителей Карачаево-Черкесской Республики в вопросе о недоапустимости преобразования Тебердинского государственного биосферного природного заповедника в национальный парк. В связи с чем, просим Вас посодействовать тому, чтобы отдельные положения Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях" в части касающейся преобразования заповедников в национальные парки (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты РФ") были признаны утратившим силу, в силу экологической угрозы эндемичному резервату флоры и фауны Тебердинского заповедника и коррупциогенных факторов, которые создаются данными изменениями. 

Председатель ОО "Союз репрессированных народов России", Председатель КЧ РОО "Конгресс карачаевского народа", Заслуженный юрист КЧР, Ветеран труда КЧР, Полковник в отставке К. Н. Халкечев 

Председатель Совета старейшин КЧ РОО "Къарачай Алан Халкъ", Заслуженный строитель РФ, 
Лауреат премии Совета Министров СССР А. А. Катчиев 

Председатель КЧ РОВОО "Русское географическое общество", 
Доктор географических наук, профессор В. В. Онищенко

© 2017-2020 - WWW.KKN09.RU
369000, Карачаево-Черкесская Республика, г.Черкесск

© 2017-2020 - создание и поддержка TeberD!n! DES!NG
Яндекс.Метрика