15
сентябрь
2022
День Исламской общины Алании
Завтра, в пятницу (Джума), 16 сентября, мы отмечаем День исламской общины Алании.
Дата связана с датировкой плиты с арабской куфической надписью.
Так, самые ранние эпиграфические памятники мусульманской культуры на территории Центрального и Северо-Западного Кавказа были выявлены в Нижнем Архызе, т.е. в нагорной части Алании. Здесь в 1961 г. в кладке средневекового христианского храма под условным названием «№10» археологи обнаружили две плиты с арабскими надписями, которые тогда были доставлены в Институт археологии АН СССР (Москва).
На одной из них была помещена куфическая надпись:
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха.
В.А.Крачковская сочла возможным сузить датировку до третьей четверти XI в. Более ранней оказалась надпись на второй плите «/а/ль-авваль четыреста тридцать шестого /года»
Поскольку в календаре лунной хиджры есть два месяца, названия которых заканчиваются на «ал-аввал» (букв. «первый»), то указанную дату можно читать либо как раби ал-аввал 436 г. (26.09.-25.10.1044 г.), либо как джумади ал-аввал (24.11.-23.12.1044) по прочтению Л.И.Лаврова.
В то же время В.А.Крачковская предложила читать третье слово как ??? (семь), а дату в целом как раби ал-аввал 437 г. х. = 16.09.-15.10.1045 г.
«Открытие арабских надписей XI века в ущелье Большого Зеленчука, - пишет выявивший их В.А.Кузнецов, - имеет крупное научное значение. Это самые ранние мусульманские надписи на всем Северо-Западном Кавказе. Они свидетельствуют о том, что ислам проникал сюда уже в XI веке, несмотря на расцвет христианства, мусульмане какое-то время жили среди населения Нижне-Архызского городища».
Ссылаясь на разнообразные источники, д.и.н. Н.Г.Волкова пишет, что ислам в Центральном Предкавказье, видимо, был известен еще в XI в., что подтверждается эпиграфическими памятниками, выполненными «фигурным куфи».
Более подробно о зарождении и распространении ислама на территории Западной и Восточной Алании можно прочитать в книге Р. Т. Хатуева и шейха М. А. Биджи "Алания мусульманская".
Багъалы аланла, келир джума кюн намазларыбыздан сора мукъмин алан ата-бабаларыбызгъа дуа этейик,
Уллу Аллах зараууатлыкъда ёлгенлерибизге Шейит дараджа Берсин, сауларыбызгъа да ийман бла дин бла турургъа насыб Берсин!
Председатель ОД "Конгресс карачаевского народа" Къады-хаджи Халкечев
Председатель Совета старейшин ОД "Конгресс карачаевского народа" Бийберт-хаджи Джуккаев
Председатель Совета ОД "Конгресса карачаевского народа" Алибек Салпагаров
Дата связана с датировкой плиты с арабской куфической надписью.
Так, самые ранние эпиграфические памятники мусульманской культуры на территории Центрального и Северо-Западного Кавказа были выявлены в Нижнем Архызе, т.е. в нагорной части Алании. Здесь в 1961 г. в кладке средневекового христианского храма под условным названием «№10» археологи обнаружили две плиты с арабскими надписями, которые тогда были доставлены в Институт археологии АН СССР (Москва).
На одной из них была помещена куфическая надпись:
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха.
В.А.Крачковская сочла возможным сузить датировку до третьей четверти XI в. Более ранней оказалась надпись на второй плите «/а/ль-авваль четыреста тридцать шестого /года»
Поскольку в календаре лунной хиджры есть два месяца, названия которых заканчиваются на «ал-аввал» (букв. «первый»), то указанную дату можно читать либо как раби ал-аввал 436 г. (26.09.-25.10.1044 г.), либо как джумади ал-аввал (24.11.-23.12.1044) по прочтению Л.И.Лаврова.
В то же время В.А.Крачковская предложила читать третье слово как ??? (семь), а дату в целом как раби ал-аввал 437 г. х. = 16.09.-15.10.1045 г.
«Открытие арабских надписей XI века в ущелье Большого Зеленчука, - пишет выявивший их В.А.Кузнецов, - имеет крупное научное значение. Это самые ранние мусульманские надписи на всем Северо-Западном Кавказе. Они свидетельствуют о том, что ислам проникал сюда уже в XI веке, несмотря на расцвет христианства, мусульмане какое-то время жили среди населения Нижне-Архызского городища».
Ссылаясь на разнообразные источники, д.и.н. Н.Г.Волкова пишет, что ислам в Центральном Предкавказье, видимо, был известен еще в XI в., что подтверждается эпиграфическими памятниками, выполненными «фигурным куфи».
Более подробно о зарождении и распространении ислама на территории Западной и Восточной Алании можно прочитать в книге Р. Т. Хатуева и шейха М. А. Биджи "Алания мусульманская".
Багъалы аланла, келир джума кюн намазларыбыздан сора мукъмин алан ата-бабаларыбызгъа дуа этейик,
Уллу Аллах зараууатлыкъда ёлгенлерибизге Шейит дараджа Берсин, сауларыбызгъа да ийман бла дин бла турургъа насыб Берсин!
Председатель ОД "Конгресс карачаевского народа" Къады-хаджи Халкечев
Председатель Совета старейшин ОД "Конгресс карачаевского народа" Бийберт-хаджи Джуккаев
Председатель Совета ОД "Конгресса карачаевского народа" Алибек Салпагаров
