www.kkn09.ru
Контакты:
kongress-kn@bk.ru
» » КАДЫ ХАЛКЕЧЕВ: Конгресс карачаевского народа поднимает самые острые проблемы КЧР и всего Кавказа
26
июль
2018
0

КАДЫ ХАЛКЕЧЕВ: Конгресс карачаевского народа поднимает самые острые проблемы КЧР и всего Кавказа

В последние годы в общественной жизни Карачаево-Черкесии все более возрастающую роль играет организация Конгресс карачаевского народа. Что движет ее руководителем Кады Халкечевым, который ставит перед властями все более острые вопросы?


Причем круг проблем, которые поднимает Конгресс карачаевского народа, касается не только карачаевцев и Карачаево-Черкесской Республики, но и всего Северного Кавказа. Среди этих вопросов – проблема сохранения культурного наследия карачаевского народа, его полноценного представительства во власти, проблема сохранения родных языков и возвращения прямых выборов глав республик Кавказа.


Оттого фигура руководителя этой общественной организации – Кады Халкечева – становится все более узнаваемой и авторитетной практически во всех соседних республиках региона. Сегодня наш портал On Kavkazпредоставляет нашему читателю возможность поближе познакомиться с позициями этого общественного лидера.



Последние месяцы оказались богатыми на события в Карачаево-Черкесии, но одним из самых ярких стал вотум недоверия главе КЧР Рашиду Темрезову от Конгресса карачаевского народа. Сложилась необычная ситуация, когда карачаевская общественная организация выразила недоверие главе региона карачаевцу из-за несоблюдения интересов карачаевцев в кадровой политике.

При этом в одном из своих последних интервью, глава региона Рашид Темрезов отметил, что считает главным профессионализм, а не этническую принадлежность. Что Вы думаете по этому поводу?


При обсуждении этого вопроса, в зависимости от симпатий или других соображений, принято многое недоговаривать, умалчивать и представлять под другим углом.


Никто не спорит, что профессиональные качества важнее этнической принадлежности. Однако разве Рашид Темрезов стал бы главой Карачаево-Черкесской Республики, если б не его национальная принадлежность? Ответ, как мне кажется, очевиден.

Теперь к национальному вопросу, который был и остаётся краеугольным камнем в политике многонациональных регионов. Надо понимать одну важную вещь: национальные республики – это субъекты, которые имеют свою собственную Конституцию, свою государственность, свои государственные языки и т.д. То есть национальные республики – это уникальная и единственная государственность титульных народов этих республик.


Относительно многонациональных республик, какой является Карачаево-Черкесия, есть свои особенности. В этом случае одна республика обеспечивает государственность всех пяти титульных народов КЧР – карачаевцев, черкесов, русских, абазин и ногайцев.

При этом народам республики нужна возможность участвовать в управлении Карачаево-Черкесией, так как в многонациональных регионах – это является самым простым и наглядным отражением того, какие возможности предоставляются для развития народами своей государственности.


Сложилась сложная ситуация, когда абсолютно нормальная потребность национальных групп в развитии своих государственных институтов перетекает в распределение кресел между представителями народов. А это уже создает для стороннего наблюдателя неоднозначную картину повышенной конфликтности.


Это надо признать и с этим нужно считаться – каждый народ ради защиты своих интересов может пойти на конфликт. Поэтому сохранение межнационального баланса – является одной из фундаментальных задач властей Карачаево-Черкесии, если они хотят её сохранения в статусе республики в нынешнем виде.


Могут ли сегодня в Карачаево-Черкесии повториться события 19-ти летней давности, которые привели к серьезному политическому кризису в 1999 году из-за борьбы за власть двух кандидатов разных национальностей на пост главы Карачаево-Черкесии Владимира Семенова и Станислава Дерева?


Памятью о том времени по сей день стращают федеральный центр и население. Но те, кто всех пугает страшилками о тех событиях, сами предпочли забыть важный опыт, который в муках получила наша республика. Ситуация не дошла до точки невозврата из-за того, что сторонам хватило мудрости сесть за стол переговоров, хотя никто не хотел идти ни на малейшие уступки.


Поэтому по поручению на тот момент председателя правительства России Владимира Путина, вскоре ставшего президентом нашей страны, была образована правительственная комиссия по вопросам стабилизации общественно-политической ситуации в Карачаево-Черкесской Республике, которую возглавил вице-премьер правительства России Николай Аксененко.


Благодаря работе именно этой комиссии были детально проработаны принципы пропорционального представительства всех народов в органах власти Карачаево-Черкесии – удалось найти баланс, который устраивал все стороны. Этот опыт был признан успешным и был рекомендован другим многонациональным регионам, в том числе Кабардино-Балкарии и Дагестану.

Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, могу сказать, что при должном уровне ответственности со стороны руководства Карачаево-Черкесии события 1999 года в нашей республике повториться не могут. Но когда сами власти создают благодатную почву для конфликтов - трудно что-то утверждать.


То есть Вы считаете, что руководство Карачаево-Черкесии своими действиями провоцирует межнациональный конфликт?


Сознательно или нет, но происходит именно это. Еще в начале своего правления в общении с журналистами глава республики Рашид Темрезов обронил фразу, что он космополит. Тогда никто не придал этому значения. Последующий опыт показал, что он становится космополитом только там, где речь заходит о карачаевском народе.


Мы писали, что когда идёт смена людей на должностях, национальный принцип соблюдается выборочно: русского меняют на русского, абазина на абазина, ногайца на ногайца, черкеса на черкеса. И это правильно, развиваться должны все народы. И только когда дело доходит до карачаевцев, это правило перестаёт работать.


За 7 лет руководства Рашида Темрезова Карачаево-Черкесией, карачаевцы потеряли 10 руководящих должностей в республиканских органах власти. То, что глава КЧР не стал соблюдать межнациональный баланс при назначении руководителя Администрации главы и правительства – стало лишь последней каплей.


Причем речь идёт не только о межнациональной, но и межконфессиональной напряженности, которую глава КЧР спровоцировал заигрываниями с функционерами РПЦ по поводу статуса древних аланских храмов, которые являются историко-культурным наследием карачаево-балкарского народа. Он это делал, несмотря на многочисленные протесты общественности, в том числе наши.


История вокруг аланских храмов наделала много шуму. На каком этапе сейчас этот вопрос?


На сегодняшний день христианские храмы аланского периода выведены из оперативного управления и структуры республиканского музея-заповедника и переданы в другое бюджетное учреждение. Тем самым они потеряли свой музейный статус. А Рашид Темрезов не выполнил своего обещания не изменять статус аланских храмов, которое он дал делегации общественной организации «Къарачай – Алан халкъ».

В этом же нас уверял прошлый руководитель его Администрации Эльдар Салпагаров. Глава КЧР разрушил структуру республиканского музея-заповедника, одного из старейших культурных учреждений Карачаево-Черкесии. И сделал так, что древние аланские храмы оказались под большей угрозой, чем когда-либо прежде.


В связи с этим мы и направили соответствующее обращение министру культуры России Владимиру Мединскому. Так же стоит отметить один немаловажный момент, связанный с храмами: наша организация совместно с общественниками Кабардино-Балкарии и Ингушетии добивается включения  представителей наших республик в состав федерального оргкомитета по празднованию 1100-летия крещения Алании.


От минкультуры России был получен ответ, что подобных предложений от правительств этих регионов не поступало. «В случае поступления от правительств республик указанных предложений они будут рассмотрены на заседании Оргкомитета» - заканчивается ответ. Казалось бы, дело за малым, но руководством республики никаких шагов для этого предпринято не было.


Все официальные документы по этому вопросу можно найти на нашем сайте. Собственно в этом одна из основных проблем нынешнего руководства Карачаево-Черкесии, прячущегося от проблем, не держащего слово, не слышащего и не идущего на диалог.

Главной причиной вотума недоверия было не назначение руководителя администрации вразрез принципам национального представительства, а то, что власти живут в своём мирке, оторванном от реальности. И из-за этого совершают шаги, которые ставят Карачаево-Черкесию под угрозу конфликтов с непредсказуемыми последствиями.


Вспомните, что предшествовало вотуму – на повестке у многих был митинг, вброс о котором сделали некие неизвестные силы. Мы провели расширенное собрание Совета Конгресса карачаевского народа, куда пришли десятки молодых людей, где четко выразили позицию, что нельзя идти на поводу у провокаторов. Но и не дать оценки действиям главы КЧР мы тоже не могли.


Ваши оппоненты поднимают вопрос – насколько заявления Конгресса отражают нужды карачаевского народа. Что Вы можете сказать по этому поводу?


Если бы дела обстояли так, как пытаются представить наши оппоненты, у нас не было бы такого количества сторонников, которые хотят стать членами нашей организации. И их число растет с каждым днем. Причем изъявляют желание вступить в организацию и представители разных народов.


С этим даже был связан интересный случай, когда одному из руководителей организации позвонил знакомый из другого региона, ученый человек, доцент, кандидат наук, который изъявил желание вступить в организацию. Мы невольно подумали, что это какой-то розыгрыш, но обоснования человека были серьезными.


Он говорил, что Конгресс – это организация с принципиальной постановкой серьёзных вопросов, не переходя на личности конкретных людей. И в первую очередь его заинтересованность была связана с тем, что мы подняли вопрос возврата к практике прямых выборов. Кстати, нашу позицию по этому вопросу поддержали практически все общественные организации регионов Северного Кавказа.

Кроме того, если бы Конгресс карачаевского народа не отражал народные интересы, то мы не получали бы от населения такого живого отклика. Мои помощники-волонтеры сообщают, что с каждым днём аудитория информационных ресурсов Конгресса растёт. Это десятки тысяч просмотров наших новостей, обращений и документов.


Если бы то, чем занимается наша организация было бы пустышкой, то это ни у кого не вызывало бы интереса. Однако всё говорит само за себя: народ устал от нерешенных проблем и хочет активно участвовать в решении собственной судьбы. Отсутствие диалога с обществом и игнорирование существующих проблем – один из основных факторов, из-за которых местное руководство потеряло всякое доверие.

Что уж там говорить, даже элементарные меры для сохранения родных языков, а именно, чтобы они оставались обязательны к изучению в школьной программе, не были сделаны. Свое видение и предложения по этому вопросу мы направили в Государственную Думу, Совет Федерации и Администрацию президента России.


После чего нами были получены ответы, что высказанные нами предложения будут направлены в Комитет Госдумы по образованию и науке для того, чтобы учесть их при доработке закона о родных языках. Почему этим заниматься должен только Конгресс карачаевского народа?


Мы – общественная организация, а не государственное ведомство. Но федеральные органы власти идут нам на встречу и всегда открыты, в то время как этим могли бы заняться наши местные чиновники. Но они закрыты ото всех и оставляют общество самим решать свои проблемы, предлагая им самим вершить своё будущее, без оглядки на них.


А есть ли выходы из этого положения?


У многонационального народа Карачаево-Черкесии и каждой нации в отдельности есть законные интересы и достойные люди, которые могут и должны их отстаивать. Но все глубже, чем кажется. Сколько бы нам не рассказывали про то, что нынешние власти руководствуются профессиональными качествами при подборе кадров – количество проблем накопившихся за эти годы, говорит об обратном.


При этом часто самые профессиональные и ответственные люди сами никак не стремятся попасть в «обойму» власти. Знаете, честно говоря, я понимаю этих людей, которые не хотят работать, к примеру, в правительстве КЧР. На данный момент оно напоминает болото, которое затягивает и плохо пахнет.


Конечно, я не имею в виду абсолютное большинство тех, кто там работает. Ведь там немало достойных порядочных людей. Однако власть им доверяет лишь технические вопросы, а не принятие ключевых решений.


Сложившаяся в КЧР атмосфера безысходности и отсутствия всякой надежды на позитивные изменения – это на совести нынешнего руководства, некоторые представители которого строят светлое будущее не для нас с вами, а для себя и своей семьи. Этому должны давать оценку правоохранительные органы.


И видимо, исходя из этих оценок, деятельность некоторых структур правительства КЧР уже стала предметом расследования. Если вспомнить то, что происходило в республике в 90-е и начале 2000-х годов, то надо задать себе вопрос: а вот те, кто сейчас руководят регионом, где они были? Это было время зарождения Карачаево-Черкесии, как республики.


Да, тогда имели место конфликты, трудности ипреграды, как объективные, так и субъективные. Это были трудные времена для всей страны, период нестабильности и хаоса. Но, несмотря на все это, народам КЧР и лидерам того времени удалось создать своё государственное образование в составе России, со своей Конституцией и самоуправлением.


Не стоит забывать и роль Владимира Путина, который в критический момент предпринял необходимые меры, для того, чтобы народы республики пришли к консенсусу. Благодаря усилиям народов Карачаево-Черкесии и конкретных людей были достигнуты гарантии стабильности и взаимопонимания между народами, с которыми сегодня не считается действующее руководство КЧР.

Получается, что те, кто в то время не участвовали в становлении республики, сегодня руководят ею и вносят множество деструктивных факторов для социально-экономической стагнации и межнационального дисбаланса. Почему за них должны расплачиваться народы Карачаево-Черкесии?


Мои друзья и знакомые положили жизнь, здоровье и свое благополучие, ради развития и процветания нашей республики. А нынешнее руководство, скорее всего, считает, что Карачаево-Черкесия в современном виде упала к ним в руки с неба, как фрукт с дерева. Нет, на самом деле она произрастала из скалы, вопреки многим обстоятельствам.


В довершении должен добавить, чтобы ваши читатели поняли принципиальную позицию Конгресса карачаевского народа и лично мою: власть уходит и приходит, а кто остается? Остается наш с вами народ. С народом и должен всегда оставаться Конгресс.

Кроме того наша организация будет планомерно заниматься сохранением и защитой исторического наследия, культуры, языка, традиций, вопросами полной реабилитации нашего народа, реагировать на возникающие проблемы и совместно с другими общественными организациями Северного Кавказа работать по возврату к практике прямых выборов глав регионов Северного Кавказа.

© 2017-2020 - WWW.KKN09.RU
369000, Карачаево-Черкесская Республика, г.Черкесск

© 2017-2020 - создание и поддержка TeberD!n! DES!NG
Яндекс.Метрика