11
май
2022
Обращение по проекту преобразования муниципальных образований
Председателю Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики
Иванову А. И.
Уважаемый Александр Игоревич!
На стадии рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, в настоящее время, находится законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (со сроком представления поправок 20.05.2022 г.).
Отмечая все позитивные изменения в действующее законодательство, предлагаем обратить внимание на следующие изменения, требующие, на наш взгляд, доработок, исходя из учета мнений:
1. Ликвидация низового (сельского) уровня муниципального образования (далее - МО) и безальтернативное законодательное закрепление одноуровневой системы местного самоуправления (далее - МСУ). Ликвидируется сельский округ как вид МО (статья 9, п.2. Законопроекта). Законопроект декларирует возможность учета исторических и прочих (местных) особенностей при регулировании вопросов МСУ, но никак не закрепляет это положение в виде нормы. Ликвидируется муниципальное образование (с сельской администрацией и представительным органом власти) на уровне сельского населенного пункта.
2. Отказ от принципа народовластия на уровне сельского поселения. Редукция (сведение) МСУ и принципа народовластия до уровня общественного территориального самоуправления (ТОСУ), нормы, которого и так закреплены в ФЗ №131 (статья 27).
3. Норма, согласно которой старосты сельского поселения назначаются представительным органом МО, по представлению схода граждан сельского н/п. (статья 50, п.2.), нивелирует вообще содержание МСУ. Нам представляется необходимым эту норму изложить в следующей редакции: «представительский орган МО утверждает кандидатуру старосты, рекомендованного сельским сходом».
4. Сельские поселения лишаются права проводить референдумы, поскольку они, по Законопроекту, не являются МО (статьи 41-42 Законопроекта). Референдумы можно проводить только на всей территории МО.
5. По Законопроекту референдумы можно проводить только в муниципальных образованиях (то есть, округах создаваемых на базе районов). Таким образом, сельские н/п. лишаются возможности прямого демократического волеизъявления.
6. В статье 44 «Сход граждан» – излишняя регламентации и ограничения. В частности: а) сход граждан сельского н/п. можно провести только по разрешению представительного органа МО; б) сход граждан сельского н/п. вправе обсуждать только вопросы выдвижения кандидатуры на должность старосты, досрочного его отзыва и самообложения налогом. Необходимо внести изменения в эту статью и снять излишнюю регламентацию и ограничения.
7. Значительное снижение уровня общественного контроля за деятельностью администрации МО. В главе 5 «Непосредственное осуществление населением МСУ и участие населения в осуществлении МСУ» не предусмотрен такой важный институт гражданского общества, как общественный совет или общественная палата МО. Между тем, согласно ФЗ № 212 «Об основах общественного контроля в РФ» (от 21 июля 2014 г.) общественные палаты (советы) МО отнесены к важнейшим субъектам общественного контроля. Поэтому в главу 5 необходимо внести изменения, предусмотрев в ней институт общественных палат (советов).
8. Нейтрализация самостоятельности депутатов в представительных органах власти МО, когда встречаться с избирателями они могут «только в местах и помещениях, предоставляемых органами местного самоуправления» (статья 27, п.2. Законопроекта).
9. Усиление миграции с сельских поселений в крупные города и, как следствие, обострение социальных и экономических проблем как в городах, так и в сельской местности (между поселениями и главами администраций МО).
10. Значительное возрастание рисков конфликтов между сельскими общинами и администрациями муниципальных образований (округов, бывших районов), прежде всего, по вопросам управления земельными ресурсами, а также обострения межэтнических отношений в районах со смешанным населением.
11. Создание (неочевидное, пока) предварительных благоприятных условий для крупных агрохолдингов с тем, чтобы они могли более «успешно» завладевать большими земельными угодьями на основании сомнительных (и даже вредных для сельского населения) законов, лишающих сельские общины их права на землю.
12. Отсутствие каких-либо признаков дифференцированного подхода как к субъектам РФ, качественно различающихся по своим признакам, так и к сельским н/п. Ко всем типам сельских н/п. (малым, средним, большим и крупным) применяются одни и те же критерии и нормы.
Одной из отличительных признаков республик Северного Кавказа и, в частности, Карачаево-Черкесии, является прочность традиций МСУ в сельских н/п. В отличии от других субъектов РФ, где деревни массово «умирают», большинство сельских населенных пунктов, в КЧР живут полноценной жизнью. Законопроект же составлен исходя из «объективной» тенденции исчезновения тысяч и тысяч деревень с карты РФ за последние 30 лет.
Полагаем, что наряду с муниципальными, городскими округами необходимо сохранить статус муниципальных образований для городских и сельских поселений, имеющих перспективы социально-экономического развития (и имеющих риск утратить эти перспективы при лишении их статуса муниципального образования), в том числе при наличии сложив-шейся на их территориях социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления таких городских и сельских поселений вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, предусмотренных законопроектом».
Законодательная база для конструктивной «ревизии» Законопроекта:
1. Международные нормы. Декларация ООН о правах коренных народов (принята в 2007 г.). Цель Декларации – способствовать демократизации отношений между коренными народами и государствами. Хотя Декларация не является для государств юридически обязательным документом, тем не менее (поскольку за Декларацию проголосовали 148 стран и лишь 11 воздержались, включая РФ), она является важным ориентиром для государств, в том числе и для РФ.
2. Конституция РФ. В контексте защиты прав коренных народов важно то, что Конституция РФ провозглашает приоритет международного права над национальным в статье 15 часть 4: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, то применяются правила международного договора».
3. Вопросы организации МСУ по Конституции РФ регулируются в главе 8, ст.130–133. Перечислим только важнейшие из их положений. Статья 130. п. 2. МСУ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ. Статья 131. п. 1 МСУ осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
4. Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». В соответствии с этим законом, коренные народы имеют право: 1) создавать территориальные органы самоуправления в местах их компактного проживания; 2) образовывать общины и иные организации; 3) осуществлять управление своими образовательными структурами в соответствии традиционным образом жизни; 4) получать компенсацию за ущерб, нанесённый их исконной среде обитания в результате промышленной деятельности; 5) а также право на судебную защиту с учётом их традиций и обычаев. Этим законом также установлено требование о том, что в рамках федеральных и региональных программ федеральные органы исполнительной власти должны обеспечивать защиту традиционных прав коренных малочисленных народов на землевладение / землепользование, общинное управление природными ресурсами и т.д.
Исходя из вышеизложенного, необходимо внести изменение в статью 84 «Особенности организации МСУ на отдельных территориях» Законопроекта и дополнить ее частью 2 следующего содержания: «Субъектам РФ предоставить право – с учетом исторических, социальных, этнических, культурных, местных при-родных и географических условий – в законах о местном самоуправлении предусмотреть поселенческий (сельский), районный (без образования округов) уровни муниципальных образований и смешанную систему организации местного само-управления, в зависимости от конкретных условий (тип поселения, обществен-ное мнение, экономическая география, традиции местного самоуправления и др.)».
В особенности, хотелось бы привлечь внимание к этому вопросу, депутатов Народного Собрания (Парламента) КЧР, которые являются представителями малочисленных коренных народов: всё зависящее от нас, как от одного из элементов гражданского общества, мы сделали – обратили ваше внимание на острые вопросы, далее – это уже пространство ваших возможностей и ответственности перед многонациональным народом Карачаево-Черкесии.
Председатель ОД "Конгресс карачаевского народа" К. Н. Халкечев
Иванову А. И.
Уважаемый Александр Игоревич!
На стадии рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, в настоящее время, находится законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (со сроком представления поправок 20.05.2022 г.).
Отмечая все позитивные изменения в действующее законодательство, предлагаем обратить внимание на следующие изменения, требующие, на наш взгляд, доработок, исходя из учета мнений:
1. Ликвидация низового (сельского) уровня муниципального образования (далее - МО) и безальтернативное законодательное закрепление одноуровневой системы местного самоуправления (далее - МСУ). Ликвидируется сельский округ как вид МО (статья 9, п.2. Законопроекта). Законопроект декларирует возможность учета исторических и прочих (местных) особенностей при регулировании вопросов МСУ, но никак не закрепляет это положение в виде нормы. Ликвидируется муниципальное образование (с сельской администрацией и представительным органом власти) на уровне сельского населенного пункта.
2. Отказ от принципа народовластия на уровне сельского поселения. Редукция (сведение) МСУ и принципа народовластия до уровня общественного территориального самоуправления (ТОСУ), нормы, которого и так закреплены в ФЗ №131 (статья 27).
3. Норма, согласно которой старосты сельского поселения назначаются представительным органом МО, по представлению схода граждан сельского н/п. (статья 50, п.2.), нивелирует вообще содержание МСУ. Нам представляется необходимым эту норму изложить в следующей редакции: «представительский орган МО утверждает кандидатуру старосты, рекомендованного сельским сходом».
4. Сельские поселения лишаются права проводить референдумы, поскольку они, по Законопроекту, не являются МО (статьи 41-42 Законопроекта). Референдумы можно проводить только на всей территории МО.
5. По Законопроекту референдумы можно проводить только в муниципальных образованиях (то есть, округах создаваемых на базе районов). Таким образом, сельские н/п. лишаются возможности прямого демократического волеизъявления.
6. В статье 44 «Сход граждан» – излишняя регламентации и ограничения. В частности: а) сход граждан сельского н/п. можно провести только по разрешению представительного органа МО; б) сход граждан сельского н/п. вправе обсуждать только вопросы выдвижения кандидатуры на должность старосты, досрочного его отзыва и самообложения налогом. Необходимо внести изменения в эту статью и снять излишнюю регламентацию и ограничения.
7. Значительное снижение уровня общественного контроля за деятельностью администрации МО. В главе 5 «Непосредственное осуществление населением МСУ и участие населения в осуществлении МСУ» не предусмотрен такой важный институт гражданского общества, как общественный совет или общественная палата МО. Между тем, согласно ФЗ № 212 «Об основах общественного контроля в РФ» (от 21 июля 2014 г.) общественные палаты (советы) МО отнесены к важнейшим субъектам общественного контроля. Поэтому в главу 5 необходимо внести изменения, предусмотрев в ней институт общественных палат (советов).
8. Нейтрализация самостоятельности депутатов в представительных органах власти МО, когда встречаться с избирателями они могут «только в местах и помещениях, предоставляемых органами местного самоуправления» (статья 27, п.2. Законопроекта).
9. Усиление миграции с сельских поселений в крупные города и, как следствие, обострение социальных и экономических проблем как в городах, так и в сельской местности (между поселениями и главами администраций МО).
10. Значительное возрастание рисков конфликтов между сельскими общинами и администрациями муниципальных образований (округов, бывших районов), прежде всего, по вопросам управления земельными ресурсами, а также обострения межэтнических отношений в районах со смешанным населением.
11. Создание (неочевидное, пока) предварительных благоприятных условий для крупных агрохолдингов с тем, чтобы они могли более «успешно» завладевать большими земельными угодьями на основании сомнительных (и даже вредных для сельского населения) законов, лишающих сельские общины их права на землю.
12. Отсутствие каких-либо признаков дифференцированного подхода как к субъектам РФ, качественно различающихся по своим признакам, так и к сельским н/п. Ко всем типам сельских н/п. (малым, средним, большим и крупным) применяются одни и те же критерии и нормы.
Одной из отличительных признаков республик Северного Кавказа и, в частности, Карачаево-Черкесии, является прочность традиций МСУ в сельских н/п. В отличии от других субъектов РФ, где деревни массово «умирают», большинство сельских населенных пунктов, в КЧР живут полноценной жизнью. Законопроект же составлен исходя из «объективной» тенденции исчезновения тысяч и тысяч деревень с карты РФ за последние 30 лет.
Полагаем, что наряду с муниципальными, городскими округами необходимо сохранить статус муниципальных образований для городских и сельских поселений, имеющих перспективы социально-экономического развития (и имеющих риск утратить эти перспективы при лишении их статуса муниципального образования), в том числе при наличии сложив-шейся на их территориях социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления таких городских и сельских поселений вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, предусмотренных законопроектом».
Законодательная база для конструктивной «ревизии» Законопроекта:
1. Международные нормы. Декларация ООН о правах коренных народов (принята в 2007 г.). Цель Декларации – способствовать демократизации отношений между коренными народами и государствами. Хотя Декларация не является для государств юридически обязательным документом, тем не менее (поскольку за Декларацию проголосовали 148 стран и лишь 11 воздержались, включая РФ), она является важным ориентиром для государств, в том числе и для РФ.
2. Конституция РФ. В контексте защиты прав коренных народов важно то, что Конституция РФ провозглашает приоритет международного права над национальным в статье 15 часть 4: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, то применяются правила международного договора».
3. Вопросы организации МСУ по Конституции РФ регулируются в главе 8, ст.130–133. Перечислим только важнейшие из их положений. Статья 130. п. 2. МСУ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ. Статья 131. п. 1 МСУ осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
4. Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ». В соответствии с этим законом, коренные народы имеют право: 1) создавать территориальные органы самоуправления в местах их компактного проживания; 2) образовывать общины и иные организации; 3) осуществлять управление своими образовательными структурами в соответствии традиционным образом жизни; 4) получать компенсацию за ущерб, нанесённый их исконной среде обитания в результате промышленной деятельности; 5) а также право на судебную защиту с учётом их традиций и обычаев. Этим законом также установлено требование о том, что в рамках федеральных и региональных программ федеральные органы исполнительной власти должны обеспечивать защиту традиционных прав коренных малочисленных народов на землевладение / землепользование, общинное управление природными ресурсами и т.д.
Исходя из вышеизложенного, необходимо внести изменение в статью 84 «Особенности организации МСУ на отдельных территориях» Законопроекта и дополнить ее частью 2 следующего содержания: «Субъектам РФ предоставить право – с учетом исторических, социальных, этнических, культурных, местных при-родных и географических условий – в законах о местном самоуправлении предусмотреть поселенческий (сельский), районный (без образования округов) уровни муниципальных образований и смешанную систему организации местного само-управления, в зависимости от конкретных условий (тип поселения, обществен-ное мнение, экономическая география, традиции местного самоуправления и др.)».
В особенности, хотелось бы привлечь внимание к этому вопросу, депутатов Народного Собрания (Парламента) КЧР, которые являются представителями малочисленных коренных народов: всё зависящее от нас, как от одного из элементов гражданского общества, мы сделали – обратили ваше внимание на острые вопросы, далее – это уже пространство ваших возможностей и ответственности перед многонациональным народом Карачаево-Черкесии.
Председатель ОД "Конгресс карачаевского народа" К. Н. Халкечев