Ушла из жизни культуролог Сулиета Кусова
С болью в сердце приносим соболезнования родным и близким Сулиеты Кусовой-Чухо, покинувшей этот мир вчера. Культуролог, директор Центра этноконфессиональных исследований в СМИ при Союзе журналистов России, президент кинофестиваля "Кунаки" – Сулиета Аслановна ярко демонстрировала удивительную силу своей деятельной энергии, результаты которой способствовали созданию позитивного восприятия Северного Кавказа. Сочетая в себе общественного деятеля и публициста она была идейным вдохновителем для своих коллег и соратников. И этот мир она покинула весьма символически – проводив последних гостей кинофестиваля «Кунаки», у истоков создания которого она стояла.
Являясь человеком неординарно мыслящим, она проявляла интерес не только к истории и культуре народов Кавказа, но и, следуя своему обостренному чувству справедливости, она, презрев устоявшийся номенклатурный конформизм, живо интересовалась деятельностью общественных организаций, которые занимают активную позицию в вопросах отстаивания гражданских, исторических и культурных интересов народов Северного Кавказа. Экспертные комментарии Сулиеты Аслановны к деятельности Конгресса карачаевского народа наполнены мужественной принципиальности, академической эрудированности и кавказской мудрости.
Мы искренне надеемся, что труды и результаты общественной деятельности одной из лучших дочерей Кавказа Сулиеты Кусовой- Чухо найдут отклик в сердцах народов Северного Кавказа и мы сплотимся под идеей прогрессивного созидания.
Председатель КЧ РОО «Конгресс карачаевского народа»
Кады-хаджи Халкечев
Ниже мы приводим экспертное мнение, которое Сулиета Аслановна предоставила порталу On Kavkaz относительно борьбы Конгресса карачаевского народа за культурно-историческое наследие карачаево-балкарцев:
«РПЦ совершает очередную экспансию, которая, прежде всего, не на пользу ей самой, ее репутации в многонациональном обществе. Уже храмов построено больше, чем садиков и школ. Церковь не должна так агрессивно идти к людям. Это духовный центр, а не дом быта, чтобы в шаговой доступности всюду строить храмы.
В данной ситуации РПЦ приходит на территорию с аборигенным, автохтонным населением, исповедующее ислам. Здесь уже нужно проявлять деликатность. Тем более, что эти христианские храмы на территории КЧР, относятся к эпохе аланской культуры.
Аланы вводят карачаевцев в большой аланский мир начала 1 тысячелетия н.э. и являются одними из «родителей» карачаевцев, потому что участвовали в их этногенезе. И изъятие такого важного артефакта из национальной культуры очень болезненно.
В период, когда на Северном Кавказе обострились межэтнические конфликты, это может быть чревато негативными последствиями. Не понимать этого стратегически вредоносно. К сожалению, РПЦ пытается играть на Северном Кавказе (преимущественно мусульманском регионе) первую скрипку. И это я называю державным шовинизмом.
Почему-то Ставрополь объявлен центром духовной культуры Северного Кавказа. Хотя сам Ставрополь появился на карте региона, когда вся духовность северокавказских народов давно сформировалась, и заметим, самым лучшим образом.
Сегодня президентский грант в 5 млн. получила некая молодежная православная организация «Соборяне» из Ставрополя, которая осуществляет проект «Кавказ – наш общий дом». А кроме них больше некому вести этот проект?!
Десять лет назад мы с Али Камаловым, председателем Союза журналистов Дагестана, секретарем СЖР создали Центр культурных инициатив «Кавказский дом». Не буду перечислять, что мы сделали за 10 лет, но замечу, что ни одна наша грантовая заявка никогда не была удовлетворена.
А сегодня 12-летний Северокавказский фестиваль документального кино «Кунаки» не получил грант, хотя уже существует 12 лет, имеет репутацию и вышел на международный уровень. Я очень хочу, чтобы «грантодатели» объяснили мне внятно – почему?
Возвращаясь к заданному вопросу, надо отметить, что тема алан на Северном Кавказе является очень провокационной. Идет спор между карачаевцами, ингушами, осетинами и балкарцами, кто же из них больше аланы. Хотя с научных позиций аланский субстрат наличествует в каждом из перечисленных народов.
Эта тема является мощным раздражителем на Кавказе, который и без того впал во вредоносную для нас аномалию под названием «сосед мой – враг мой». Это не свойственное локальной горской цивилизации противостояние, я надеюсь, что мы его преодолеем.
На таком остром фоне действия РПЦ должны носить умиротворяющий характер, как главной церкви государствообразующего русского народа. А посягательство на столь дорогие для национальной культуры духовные центры могут вызвать непредсказуемую реакцию.
Кроме того, христианские храмы в КЧР могут стать темой для культурного туризма, который является сегодня мировым трендом, экономически вытягивает территории, создает бренд, помогает национальной политике.
Культурный туризм в Европе обласкан государством, облачен в новейшие технологии, но никак не приживается в России. Особенно на территории Северного Кавказа, который является плацдармом транзита культура древнейших культур, их диалога и плодотворного сосуществования.
Различным ведомствам лучше подумать над тем, какие маршруты культурного туризма можно создать, которые помогут вытянуть Кавказ экономически, сгладить межнациональное и межрелигиозное противостояние. Тогда эти храмы заживут другой жизнью.
Кстати, во времена Аланской епархии Теберда была связана через Клухорский перевал с Абхазией. По этому транзиту уже в V-VIвека Византия, как православный центр выходила на Северный Кавказ. Вот тема для размышления, а не экспроприация этих храмов.
Напомню, что КЧР в большинстве населения является мусульманской республикой и подобное отношение со стороны коренного населения к христианским центрам следует только приветствовать.
Глава КЧР Рашид Темрезов никаких решений сам не примет. К сожалению, руководители субъектов меньше всего хотят договариваться со своим народом. Поскольку, прежде всего, им надо угодить Москве.
Возмущение карачаевских общественников может спасти ситуацию. Грядут сентябрьские выборы, затем президентские в марте 2018 года. Полагаю, при бурном протесте, притязания РПЦ отсрочат до того, как все утрясется. Сейчас скандалы ни к чему.
Учитывая, что карачаевцы репрессированный народ, каждое посягательство на их национальную культуру, которая и без того скудна на артефакты, вызывает огромную боль и тревогу. Получается, оставим им айран, узорные войлочные ковры кийизы и черных карачаевских барашек, которых почти нет?! Если это суть национальной политики государства, тогда дерзайте, ребята.
Если РПЦ носитель великой духовности и нравственности, что же она бьет народ по живому?! РПЦ нужно продвигаться вглубь, а не вширь, и заняться информационным пространством федеральных каналов, по которым мы наблюдаем растленную и бесперспективную ситуацию для России.
On Kavkaz: Насколько данный скандал с претензиями РПЦ на аланские храмы может быть соотнесен с попыткой РПЦ вернуть контроль над Исаакиевским собором? Ведь в случае с Исаакием широкая общественность тоже выступала против его передачи РПЦ?
Сулиета Кусова-Чухо:
Исаакиевский собор и аланские храмы – это звенья одной цепи, но очень разные плоскости осмысления. Выше я пояснила, что значат аланские храмы на территории КЧР. А Исаакиевский собор – это совершенно другая история другие силы сопротивления.
Исаакий – это имперский проект, созданный во времена расцвета православия в России и во имя его утверждения. Хотя посягательство на него сегодня это тоже свидетельство агрессивной экспансии РПЦ. Все-таки, Богу - Богово, а кесарю – кесарево.»
http://onkavkaz.com/news/1826-zaigryvanija-temrezova-i-abdulatipova-s-hristianstvom-predelno-obostrjayut-musulmanskii-kavkaz.html