«Итоги деятельности и задачи на предстоящий период»
ДОКЛАД
Председателя КЧ РОО «Конгресс карачаевского народа» К.И.Чомаева
«Итоги деятельности и задачи на предстоящий период»
на очередном съезде общественного объединения
Уважаемые делегаты! Нашему общественному объединению более 11 лет, за это время были успехи и неудачи. Нам мало везло, приходилось маневрировать, но мы стойко держались, оставаясь непоколебимо верными тому, кто нас создал, нашему народу, и хотя мало чего добились, но старались, как могли.
Не будем все перечислять, а приведем только то, что считаем крупным и важным. В известном законе «О туристско-рекреационной территории Домбай-Архыз» оказалась статья, запрещающая местным жителям, в первую очередь карачаевским предпринимателям, заниматься этим бизнесом. Скажете: «Не может быть, это же недопустимо». А я вам приведу саму статью. Вот она - статья 4, ч.2, п.а.: «Резиденты (предприниматели) не должны иметь в качестве учредителя, акционера, участника, пайщика или товарища физическое лицо, постоянно проживающее на территории Карачаево-Черкесской Республики. Или организацию, созданную на территории Карачаево-Черкесской Республики». («Ленинское знамя», 23 октября 2003 года). Как видим, закон носит явно выраженный дискриминационный антикарачаевский характер, поскольку постоянно рядом с Домбаем и Архызом живут по преимуществу карачаевцы, и они по идее первыми должны были заняться этим видом деятельности, но им-то, как раз и запретили. Мы приняли энергичные меры и статью убрали. Изменили и название закона, вместо «территории» теперь «комплекс», что очень важно, поскольку в первом случае имеется ввиду сама земля, а во втором - только то, что на ней построено. Так или иначе, сегодня многие наши предприниматели имеют там свою недвижимость и успешно работают, но даже не подозревают, кому обязаны своими успехами и благополучием. Это нам как бы в заслугу. А вот что в упрек.
Ничего не смогли сделать с самой враждебной и вредоносной для нас статьей 13, которую приводим текстуально: «Резиденты туристско-рекреационной территории «Домбай-Архыз» имеют право пользоваться землей, зданиями и сооружениями, находящимися в туристско-рекреационной территории «Домбай-Архыз», в том числе на условиях долгосрочной аренды (субаренды) земельных участков, зданий и сооружений, а также приобретать в собственность, в порядке и условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации». Мы спрашивали, откуда могла появиться такая статья, но нам объяснили, что законопроект разработали и прислали сюда из Москвы.
С тех пор и пошла распродажа заповедной земли вопреки земельному кодексу РФ, законов о правах коренных народов, об охране заповедных территорий, защите окружающей среды и т.д. Наша древняя родина стала ходовым товаром. В Архызе только и видишь неприкосновенные участки заповедной земли, огороженные высокой сеткой с табличками: «Частная собственность. Охраняется законом».
А ведь Архыз - это колыбель нашего народа и хотя отчуждают, нарушают закон и наши национальные интересы, пусть приезжают, живут, отдыхают, гуляют на природе по своему усмотрению. Мы со своей стороны возражать не будем, но до определенных пределов, ибо не только целый народ, но и отдельный человек и даже насекомые отстаивают свою территорию. Чтобы почувствовать это на себе, сядьте на муравейник и увидите, что с вами будет.
Мы упомянули об этом не случайно, а для того, чтобы не утрачивать чувство родины, не потерять себя в этой рыночной стихии, во все поглощающем наступлении глобализма, бороться с национальным нигилизмом, воспитывать себя в духе интернационализма, беречь свою землю, честь и достоинство народа.
В 2003 году вышел Федеральный закон об основах местного самоуправления. На его основе в 2005 г. наши приняли свой закон, разрешающий руководителям республики самостоятельно и от себя назначать глав муниципальных районов. Понятно, как это было важно для них, но как противоречило основам демократического строя. Дело в том, что муниципальная власть отделена от государственной, существует отдельно и действует самостоятельно.
Естественно, руководящие органы муниципалитетов должны быть избраны самим населением. Мы не могли мириться с таким произволом властей и вступили с ними в конфликт. Подали в Верховный суд КЧР иск и целый месяц боролись там с правовым управлением президента и правительства, с правовым отделом Народного Собрания и с прокуратурой республики. Мы выиграли дело, но проигравшая сторона подала три кассационные жалобы в Верховный суд РФ. Выехали в Москву и там тоже выиграли, причем с таким преимуществом, что представитель Генеральной прокуратуры, поддерживавший кассационный протест прокурора республики, отказался его поддерживать.
Пришлось принимать новый закон о выборах глав муниципальных районов самим населением. Главы районов и мэры городов не подозревают кто боролся за них и освободил от оков административно-командной системы, создал оптимальные условия труда, а главное - помогли народу обрести свои права и влиять на власть.
В 2004 году В.В. Путин, имея ввиду нашу республику, сказал: «Там политический кризис, замешанный на криминальных событиях». Должных мер не было принято, время шло, кризис разрастался и превратился в общий, системный кризис республики, охвативший все сферы ее жизнедеятельности. Неслучайно он разразился страшными преступлениями, среди которых организованные убийства депутатов Народного собрания КЧР М. Акбаева, Р. Богатырева, И. Крымшамхалова. А также убийство по политическим мотивам таких крупных деятелей, как вице-премьер Ансар Тебуев, советник главы республики Фраль Шебзухов, ректор Исламского института Исмаил Бостанов и др. А председателю Верховного суда КЧР Исламу Бурлакову бросили под ноги гранату, но он чудом выжил. Мы тоже были втянуты в кризис, помогали вывести республику из него, но заплатили дорогую цену, потеряли, одного из руководителей нашей организации Ислама Крымшамхалова. Да и самим досталось, хотели снять с регистрации и ликвидировать, запугивали и угрожали. Но обошлось.
Ясно одно, нельзя самоустраняться от приведения главы к власти, надо народу активно участвовать в этом процессе, не зря же по конституции он является единственным источником власти.
Мы много и напряженно занимаемся проблемами реабилитации нашего народа, хотя заметных сдвигов в этом застывшем в одном и том же месте вопросе не добились. Это слишком большой, сложный и запутанный вопрос и подробно останавливаться на нем не будем. Скажем только, что наша реабилитация оказалась в логическом тупике и в политическом лабиринте, из которых найти выход трудно. Коротко можем сказать, что причина в термине «репрессированные» народы. Нас так называют, а потом говорят: «не вы одни, все народы репрессированы, русский народ больше всех», ставят на этом точку и отворачиваются от проблемы. Сколько раз на всех уровнях мы натыкались на эту пику и отступали назад, не в силах что-либо сделать. Все дело, однако, в том, что мы не репрессированные, а депортированные народы и таких совсем не много, всего 12, причем крупных только два, немцы Поволжья и чеченцы, остальные среднечисленные и малочисленные. Нас всех не больше населения среднего российского региона и вернуть нам то, что отняли и реквизировали при депортации, возместить материальный ущерб и компенсировать моральный вред не будет для государства обременительным. В итоге получается, что закон «О реабилитации репрессированных народов» нам не только не помогает, но и вредит. Мы разработали проект нового закона «О реабилитации и возрождении депортированных народов» и будем его продвигать Не понятно только, почему этим должны заниматься мы одни, а где руководство республики, Народное собрание (Парламент) почему они самоустранилось и не занимаются этим, на их взгляд, не популярным делом? Пусть дадут нам полномочия и средства, мы стесняться не будем, не первый год требуем создать при правительстве КЧР управление или отдел по делам депортированных народов, аналогично отделу по делам казачества, чтобы на официальном, освобожденном и обеспеченном уровне заниматься проблемами реабилитации не только своего, но и представителей других депортированных народов. Мы давно ставим этот вопрос, но нам все время отказывают.
В 2013 году было 70-летие депортации нашего народа. Мы встретили эту дату рядом своих инициатив. А именно:
Разработали и направили главе республики Темрезову и председателю Народного Собрания Иванову предложение о создании Верхнекубанского национального парка. Он нужен не только природе, но и народу, поскольку ведет к оживлению социально-экономической и культурной жизни, создает рабочие места, дает надежду на выживание. Ведь имеются же в КБР федеральный национальный парк «Приэльбрусский», в Северной Осетии - «Алания», в Краснодарском крае «Сочинский», почему не должен быть у нас? Однако, вопрос не решается.
Разработали и, согласно закону, направили мэрии Карачаевского муниципального округа ходатайство о присвоении городу Карачаевску почетного звания «Город воинской славы», с тем, чтобы они рассмотрели его и направили главе республики, а он - президенту РФ. Город подходит по всем статьям. Но оказалось, что никому, кроме нас, это не нужно. Характерно, что Нальчик и Грозный уже имеют эти звания, хотя таких сражений как у нас за Клухорский и Марухский перевалы у них не было. А Карачаевск, бывший Микоян-Шахар, столица КАО, находился в эпицентре этих сражений, сам в них участвовал своими партизанскими отрядами, ведя с передовыми частями знаменитой горно-егерской дивизии «Эдельвейс» ожесточенные арьергардные бои. Не случайно был построен величественный мемориал защитников перевалов Кавказа.
Направили требование мэрии Черкесска переименовать одну из улиц города в улицу имени Н.С.Хрущева. Казалось, великий человек, спас дюжину народов от уничтожения, свалил культ личности, ликвидировал тоталитарный строй, основал новую историческую эпоху, называемую «Хрущевской оттепелью», решил неразрешимые продовольственный и жилищный вопросы, создал ядерный паритет, Варшавский договор, равновесие двух мировых систем, упрочил мир на земле, вывел страну в космос, посеял семена всех нынешних демократических перемен. Ну что еще может один человек и всего за 10 лет! Раз так, то что еще надо, чтобы удовлетворить просьбу о переименовании какой-нибудь улицы в честь Н.С. Хрущева.
Целой эпопеей стала наша борьба за Аланские храмы. Многие этого не понимают, есть люди, которые говорят: пять храмов занимают самое многое пять гектаров земли, да отдайте их и успокойтесь. В чем суть этой проблемы? Мы аланский народ и аланские храмы наши. Отнимите их у нас, и мы перестанем быть аланами, потеряем всю свою многовековую героическую историю и станем манкуртами, т.е. людьми без рода и племени. Роль храмов, кроме историко-архитектурного и культурного значения, исключительно велика и в этом отношении.
20 лет мы за них боремся с соседними епархиями. Сначала был Гедеон, потом Феофан, а теперь Феофилакт.
Все зависит от власти, взялась бы за дело и все вопросы были бы так или иначе решены, как в других республиках, например в Ингушетии, которая уже давно передала свои родовые башни под покровительство ЮНЕСКО. Но она не берется и не решает, самоустраняется и создает по многим вопросам трудности и напряжение, с которыми мириться нельзя, однако и обойтись невозможно, ибо все упирается во власть. В результате вопрос о власти становится и нашим вопросом.
Нам надо основательно поговорить и об этом, перейти к той части доклада, которая касается оценки общественно-политической ситуации и качества власти, поскольку от этого напрямую зависит благополучие граждан, стабильность в обществе, доверие и спокойствие народов. Поскольку определяет вертикаль власти, то достаточно оценить высшую точку этой вертикали - власть главы и можно будет разобраться во всей системе власти и управления.
Глава республики у пас молодой и перспективный человек и все у него, вроде бы, получается. Но есть один каверзный вопрос. Он заключается в том, что все его предшественники именитые люди: Хубиев патриарх, Семенов генерал, Бадтыев олигарх, Эбзеев профессор, а он кто? Ответа нет, но в этом-то все и дело. Мы хотели бы иметь в руководителе гармонию центра и периферии, государства и этноса, деловитости и толерантности, справедливости и принципиальности, чтобы учитывалось мнение народа, ибо он мало когда ошибается, и поддерживает все правильное и прогрессивное.
Тем не менее, он стал весьма деятельным и удачливым главой, прочно и уверенно занимает свое место, хорошо вписался в орбиту местной, региональной и федеральной власти, работает активно и продуктивно. Правда, не известно, как появился и выбил из седла Эбзеева, но нам важно об этом знать, поскольку по общему правилу - кем пришел тем и стал. И нам жить с этим 5, а то и все 10 лет.
Подведем итог и сделаем общий вывод. Он заключается в том, что каковы метод, политика и этика вхождения во власть, такова и сама власть. Никаких иллюзий на этот счет быть не может. Происходит не шуточная борьба за власть, схватка кланов, которые сейчас называют себя «командой», за овладение правомочиями и ресурсами республики. Закон тут такой: кто сумел, тот и съел. И ничего праведного ожидать не стоит, пока сам народ, в т.ч. и на нашем съезде, не обратится к Главе государства В.В. Путину и не попросит распространить на республики Северного Кавказа общероссийский закон о прямых выборах губернаторов и глав республик.
Все знаем о немалых достижениях и заслугах главы, особенно о том, как много он сделал в деле строительства детских садов, спортивных помещений, других социальных объектов, парков, скверов, улиц, дорог, мостов и т.д. Но есть у медали и другая сторона. Обратимся к одному из сообщений Счетной палаты «По объекту реконструкция автомобильной дороги «Архыз - Лунная поляна - гора Дукка» Вместо предусмотренного проектом нижнего слоя основания дорожной одежды из двух слоев щебня принята и оплачена гравийно-песчаная смесь с завышением стоимости на 9809 тысяч рублей». Получается, что и дороге навредили и взяли с каждого километра по миллиону рублей. Поневоле возникает вопрос: каково положение на других дорогах и иных строительных объектах, может, аналогичное? Отрицать это, значит считать, что у нас в отличие от всех других нет коррупции, но она есть, является самоочевидной и не требующей доказательств. Попутно отметим, что через аул Архыз провели газовую трубу в строящийся курортный поселок, а отвода в сам аул не сделали. Где же хозяйский глаз, чувство национальной сопричастности и справедливости у главы республики? Такие примеры разваливают все наши хорошие представления о нем и о его помощниках.
Нас буквально потряс рейдерский захват мэрии Карачаевского городского муниципального округа. Разогнали весь состав мэрии, а самого всенародно избранного мэра, Солтана Семенова, арестовали и уже в тюремной камере выбили самоотречение от власти, тут же отпустили и отправили на все четыре стороны. Почему с ними обошлись так грубо и безобразно? Горожане избрали своего мера, были довольны им и стали за него горой. Несколько раз ухищрялись и выходили на запрещенные сейчас митинги. Просили за мэра, требовали доказательств его злоупотреблений. Глава ничего серьезного предъявить не мог, но был непреклонен. Тогда приехали в Черкесск к нему и в следственное управление на встречу, а их встретили четырехслойным кордоном силовых структур: спецназа, ОМОНа, полиции. Вдали маячили водометы и другие спецмашины. И все это было мобилизовано против небольшой группы мирных граждан, стариков и женщин, среди которых была и легендарная Герой соцтруда Патия Шидакова. Она не выдержала грубого приема и устрашений, была потрясена и умерла вскоре после возвращения в Карачаевск.
Спрашивается, разве можно так поступать с людьми, с народом, с Карачаевском, нашим национальным центром? Наверно нет, но как тогда понимать все это и что об этом думать?
Все это политические акции. Глава и сам сетовал на них. На сессии Народного Собрания в 2014 году он говорил: «К сожалению, долгие годы на первом плане была политическая борьба, в ходе которой решались политические вопросы. Сегодня нам надо сконцентрироваться на решении проблем, которые волнуют жителей республики, на дальнейшем улучшении социально-экономической ситуации в республике». Понятно, что если долгие годы заниматься одной политической борьбой, самоутверждением во власти, то все остальные сферы жизни и общественного управления окажутся без должного внимания и республика покатится вниз. В унисон сказанному, с недавнего времени стратегия поменялась в лучшую сторону и надо было ожидать существенных сдвигов в экономическом развитии. Возможно они и есть, особенно в деле строительства детских садов, спортивных помещений (надеемся без откатов), хотя очевидно, что надо было сосредоточиться на производственных объектах, создании новых рабочих мест, возведении рядом с ними больниц, школ, клубов, библиотек, а не подчинять экономику конъюнктурным соображениям. Посмотрите, какую громадину по хранению и переработке сельхозсырья построила недавно в Прохладном КБР? Вот на что надо равняться. Занялись бы насущными и неотложными потребностями республики и ее населения. Например, мы единственный субъект Российской Федерации, у которого нет прямого сообщения с Федеральным центром и с другими регионами, нет ни поезда, ни самолета. А буквально рядом летят пассажирские лайнеры и мчатся один за другим скорые поезда: Махачкала-Москва, Грозный-Москва,
Владикавказ-Москва, Нальчик-Москва, Кисловодск-Москва и даже Назрань-Москва, а вслед за ними поспешает частный автобус Черкесск-Москва с пассажирами из Карачаево-Черкесской республики. А ведь не так давно все это было и у нас: и поезд Усть-Джегута - Москва, и самолет Карачаевск-Кисловодск, Минеральные-Воды, Адлер, мотобольная команда, спидвей и футбольная команда второй лиги. Но спрашивается, где все это теперь и куда мы развиваемся, вперед или назад? Один этот контраст вызывает у нас глубокое разочарование и уныние, нам кажется, что живем не в республике, а прозябаем в какой-то сиротской территории. Отсюда и вопрос, каковы наш субъект и его руководство по сравнению с другими, где престиж и имидж наших руководителей, о которых по мелочам они так сильно беспокоятся, почему нет должной заботы и деловой активности?
Возьмите проблему газоснабжения. Во всех без исключения, даже в самых высокогорных и отдаленных, аулах Северного Кавказа он есть, в шутку или в серьез говорят, что в Калмыкии он даже в кошарах имеется. Ни в одном карачаевском ауле горной зоны его нет, нет даже в Теберде и в Домбае. Наверное, не просто проводить, но все другие провели, а почему же наши не могут, тем более, что это предусмотрено Государственными реабилитационными актами карачаевского народа? Более того, когда нужно, легко и быстро проводят, как провели в привилегированный горный курорт «Архыз». Значит, дело не в экономике и технологии газоснабжения, а отчасти и в качестве руководства республикой, не только Р.Б. Темрезова, но и его предшественников.
Особо важной и болезненной является проблема защиты природной среды и продажи недр, в частности, в пределах заповедной территории. Поскольку это важнейшая этно-экологическая проблема, остановимся на ней подробнее.
Процитирую короткое сообщение из интернет-сайта РИА-новости: «Глава КЧР Р.Темрезов 10. 03.2013 г. в Москве встретился с генеральным директором уральской горно-металлургической кампании Козициным. В ходе встречи обсуждался вопрос освоения Худесского медно-колчеданного месторождения в Карачаево-Черкесии. Стороны выразили взаимную заинтересованность в реализации проекта - строительстве ГОКа»
Не знаем, что сейчас делается с проектом, но хотим спросить, вы можете представить себе Урупский ГОК в Худесе? Мы – нет. Потому, что это экологическое бедствие в самом центре Карачая. Уруп отравлен, вода заражена, на дне реки тяжелые элементы с радиоактивным излучением. Люди готовы копать свои или артезианские колодцы. В Карачаевске смертность населения составляет 106 человек на 100 тысяч жителей, а на Урупе - 435. Говорят, что на каждые 10 родившихся - 17 умирающих. Это надолго отравленный и вымирающий район.
В октябре 2015 г., пресс-служба главы сообщила, что заключен еще один экологически недопустимый договор о строительстве горно-металлургического комбината по добыче вольфрама в местности Кти-Теберда. Это в самом центре Тебердинекого заповедника, в изумительно красивой и чистой Аксаутской долине по соседству с Домбаем, если идти через Алибекский проход. Находится в Зеленчукском районе, по соседству также с курортом «Архыз». Получается, что будет находиться между двумя крупнейшими горными курортами на заповедной земле.
Мы знаем об этом месторождении по рассказу нашего замечательного геолога, покойного Махмута Хубиева, знавшего все геологические и экологические проблемы Карачаево-Черкесии как свои пять пальцев. Месторождение открыли еще советские геологи, делали пробные проходки и увидели, что под тонким слоем металла лежит толстый слой мышьяка. Быстренько убрались оттуда и законсервировали месторождение. Теперь хотят расконсервировать и выпустить наружу смертоносную отраву. Каждый знает о ней уже хотя бы потому, что врачи осторожно ложат мышьяк в больной зуб, чтобы убить нерв, вот он и убивает все живое. Что касается импортозамещения, то рядом Тырнаузский комбинат в КБР, да и наш вольфрам из Урупского ГОКа составляет 16,7% всего вольфрама России. Вот и «замещайте» сколько угодно, зачем же выпускать мышьяк и уничтожать нас как мышей?
Заключили и второй договор - на добычу базальтового камня. Не знаем об экологии такой добычи, но место скрывают, сообщают, что где-то в Карачаевском районе. Наверное, не зря.
Говорят, что это нам выгодно. Да, конечно выгодно. Достаточно сказать, что благодаря Усть-Джегутинскому цементному заводу Карачаево-Черкесской автономной области станица Усть-Джегутнская превратилась в город Усть-Джегута. Благодаря Урупскому горнообаготительному комбинату КЧАО в горах вырос современный поселок Медногорск. Благодаря Эркин-Шахарскому сахарному заводу КЧАО станция Эркин Шахар превратилась в поселок и столицу ногайского национального района. Благодаря Московскому тепличному комбинату в КЧАО рядом с Усть-Джегутой появился красивый городской поселок «Московский». Не будем говорить об их совместном с другими предприятиями вкладе в социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесии, о превращении ее из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную область и подготовку предпосылок для преобразования ее в республику. Они были не только градообразующими, но и субъектообразующими предприятиями. В этом их историческая роль для Карачаево-Черкесии и ее народов.
Но все это было в советское время, минимум 26 лет тому назад и свидетельствует о реальных возможностях данных предприятий для получения экономической и иной выгоды от их пребывания у нас сейчас. А что же имеем теперь? Какую экономическую выгоду получаем от Урупского ГОКа Уральской горно-металлургической компании, Цемзавода корпорации «Евроцементгрупп», Сахзавода компании «Разгуляй», Московского тепличного комбината, и БСК, если они не наши и зарегистрированы не у нас. А в местах регистрации и платят налоги не нам. И вообще, кто сказал, что экономическая выгода важнее экологической? Не будем говорить о нещадном загрязнении окружающей среды, скажем только, что ГОК вывозит от нас не только медный концентрат, но так же золото, серебро, вольфрам, молибден, и вообще всю таблицу Менделеева. Сам сказочно обогащается, рвется строить второй ГОК. А что оставляет нам? Какую экономическую выгоду имеем от него мы, жители КЧР, почему ничего не говорят об этом? Цемзавод, как только стал чужим, сразу поднял цену на цемент в два раза, недавно проводил крупное сокращение кадров и, как говорят, убрал в основном наших. Сахарный завод перестал, как раньше выдавать свекловодам сахар центнерами и удвоил на него цену. Примерно такова наша экономическая выгода от существующих и тем более будущих экологически опасных предприятий и обманываться на нее не надо.
Удивляет, с какой легкостью и вседозволенностью идут на заключение экологически недопустимых сделок на заповедных или особо охраняемых землях нашей республики. Либо не осведомлены о порядке их заключения, либо уверены в своей неуязвимости. По закону обязаны:
Иметь и обнародовать технико-экономическое и юридическое обосновании проекта.
Провести по нему независимую и представительную экологическую экспертизу.
Получить согласие на переговоры Народного Собрания (Парламента) республики.
Согласовать свои намерения с широким представительством, в т.ч. и с нашим участием, коренного народа, не нарушать естественные права аборигенов Кавказа на среду своего обитания.
Исходить из учета Конституционных гарантий и прав граждан на экологически благоприятные условия жизни.
Мы будем настаивать на этих требованиях, в меру своих сил и возможностей заниматься экологической защитой.
Что касается других социально-экономических проблем - хозяйственных, финансовых, социально-бытовых, демографических и других, то их множество и разбирать не будем, полагаясь на то, что вы расскажете о них сами, по личному опыту и своим наблюдениям. Но все же отметим, что рабочие бывшего ордена Трудового красного знамени совхоза-техникума «Кавказский» в своем обращении к В.В. Путину, опубликованному в печати, пишут, что большие площади сельскохозяйственных угодий, в т.ч. и их земельные паи, присвоили чиновники. Получается, что они, злоупотребляя служебным положением, от жиру бесятся, а других оставили без единственного источника существования и средства выживания.
Или возьмите тех, кто пострадал от пожара на тургеневском вещевом рынке в Черкесске. У некоторых сгорел товар на миллионы рублей, взятых в кредит или в долг. Они в отчаянии, не знают, что делать, как рассчитываться с долгами и как выживать. Никто ими не занимается и ничего не обещает, хотя уголовное дело по факту возбудили и тянут без конца. Ходят слухи, что специально подожгли, чтобы освободить территорию для коммерческой застройки важных персон. В любом случаи власти должны помочь этим людям и компенсировать им потери за счет арендодателя, обязанного обеспечивать им нормальные условия труда и пожарную безопасность.
В таком же трудном положении находятся и фермеры, особенно животноводы КЧР. Жалуются, что не могут оформить свои фермерские хозяйства, получить субсидии и другие льготы от государства, ибо чиновники устраивают всякого рода «препоны». Жалуются и фермеры Архыза, что через Лунную Поляну с давних пор проходил их скотопрогон на летние выпаса. Теперь там построили курорт «Архыз» и закрыли им дорогу в горы. Неужели нельзя было где-то сбоку оставить узкую полоску земли для скотопрогона? Но не сделали этого и оставили фермеров без горных выпасов.
Таких конкретных проблем множество, пусть поведают нам делегаты съезда о том что видят, слышат и знают непосредственно. Наш съезд окажется источником уникальной информации.
Более острыми и злободневными являются вопросы о коррупции, откатах, взяточничестве, но это вопросы правоохранительных органов, будем надеяться, что они их когда-нибудь зададут. В одном только министерстве социальной защиты обнаружили коррупцию по слухам па 1млрд. 200 млн. рублей и то лишь при проверке половины районов и городов КЧР, на вторую половину, видимо у правоохранительных органов ещё не дошли руки.
Обо всем этом, а также о социальных, национальных, кадровых и других вопросах давайте поговорим и придем к конкретным выводам. Карачаево-Черкесия наш дом, главы приходят и уходят, а мы остаемся и нам в этом доме жить, от нас зависит в конечном итоге, как это получится.
Подводя итог этой части доклада, не можем не сказать, что кое-кому может показаться, будто специально занимаемся разоблачениями и критикой. Ошибаются, если бы было так, то для этого не хватило бы не только части небольшого доклада, а целого тома. Считаем, что ведем себя объективно и корректно. Хотим знать правду, потому что думаем, что нам показывают крашеное яичко, а через скорлупу не видно, как гниет само яйцо. Кроме того, не хотим болеть и делать вид, что у нас нет социальных болезней. Они есть и надо избавляться от них, если желаем сохранить здоровье обществу и самим себе.
Уважаемые делегаты! 2016 год это год важнейших политических событий для всей страны и для нашей республики. На 18 сентября назначены выборы депутатов Государственной Думы и парламентские выборы главы республики. Но и здесь не обошлось без нарушений закона и злоупотреблений властью. Я ничего не буду говорить от себя, а приведу только факты. Судите сами.
14.02.2014 г. был принят федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации». 12.04.2014 г. во исполнение Федерального закона был принят республиканский закон «О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики». Ст. З ФЗ гласит: «225 депутатов государственной Думы избирается по одномандатным округам. 225 депутатов Государственной Думы избирается по федеральному избирательному округу». Ст. 4 РЗ устанавливает; «Гражданин Российской Федерации имеет право избирать депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики по единому избирательному округу». Как видите, никаких демократических уступок РЗ в отличие от ФЗ делать не собирается. Если в федеральном избирательном законе по партийным спискам проходит только половина депутатов, то в республиканском - все. В ст.6 ФЗ указывается: «Граждане Российской Федерации могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно. Непосредственное выдвижение кандидатов может осуществляться путем самовыдвижения». То же самое в ст. 29 РЗ записано так: «Выдвижение кандидатов может быть осуществлено политической партией, либо ее региональным отделением».
Как видим, Россия для страны в целом принимает прогрессивный демократический закон, а КЧР для себя - противоположный. Как такое может уживаться в одном государстве? Руководство КЧР пошло на отчаянный шаг, чтобы гарантировать избрание главы на второй срок 18 сентября 2016 г. Его будут выбирать парламентом, который избран 14 сентября 2014 г. по избирательной системе, не предусмотренной новым избирательным законом. Значит, выборы депутатов Народного Собрания не соответствуют действующему избирательному законодательству Российской Федерации и не могут быть признаны законными, следовательно, и выборы главы не могут быть легитимными. В этом все дело.
В последнее время просто поразили. Темрезов выставил себя кандидатом в депутаты Государственной Думы от партии «Единая Россия», не оставив должности и.о. главы республики. Все удивились и гадают, что это значит. Не может человек быть одновременно и главой и депутатом. Самое интересное заключается в том, что 18 сентября одни и те же избиратели, в т.ч. и депутаты Народного Собрания КЧР, будут голосовать за него в том и другом качестве, т.е. возьмут по два голоса на одного и того же кандидата, хотя по закону полагается только по одному. Самоочевидно, что изберётся и отдаст свой мандат Старшинову, но тогда получится, что этот депутат с подмоченной у нас и без того репутацией, будет не избран, а назначен. Какой же тогда это депутат, кому будет служить и как пойдет на такую унизительную процедуру? Таких комбинаций и кульбитов много, нам остается только удивляться и смотреть как на кукольный театр.
Можем ли мы относиться пассивно к этим выборам, если нам дано право иметь двух депутатов? Конечно, нет. От нас идут несколько кандидатов в депутаты, но на предварительном голосовании прошли, как и планировало начальство, Старшинов и Боташев. Надеются, что проведут их и на основных выборах, используя административный ресурс, но такие выборы будут искусственными родами, а дети незаконнорожденными. Начальству, наверное, такие и нужны, а нужны ли нам - вот в чем вопрос. Нет, не нужны.
Таким образом, мы отчитались перед вами в том, что сделали и обозначили то, что надо дальше делать. Главная наша забота - помочь хоть как-то народу и своей земле, потому что, как говорил пристав царя в Карачае, Н.Г. Петрусевич: «Беда этого народа заключается в том, что он живет на слишком красивой земле». Так будем достойны этой земли, ее экологическими защитниками, рачительными хозяевами и гостеприимными людьми.
Какие же задачи стоят перед нами, а раз мы конгресс народа, то и перед ним? Подробно они изложены в Уставе, а здесь в порядке подведения итогов того, что сказано в докладе, наметим только самые главные.
1. Борьба с клановостью общественного управления и публичной деятельности. Над нами, как сырой туман над горным ущельем, уже давно висит клан и давит на нас, лишает света и тепла, успеха в делах, радости жизни. Держит монополию на власть, контролирует правомочия и ресурсы республики, управляет местным истеблишментом и кадровым корпусом, господствуют над народом, развращает молодежь. Занимается коррупцией и откатами, крышует себя и развязывает руки для корыстной деятельности.
Кланы сильны, но имеют и слабую сторону. Это народ, который обманывают и грабят, но подмять под себя не могут, заигрывают с ним, а когда нужно, даже прячутся за его спиной.
Только народ может опрокинуть эту силу. Для этого должен иметь право на выборы своего руководителя. После принятия известной поправки получилось так, что вся Россия и наши соседи, Краснодарский и Ставропольский края, Калмыкская и Чеченская республики, а также Астраханская область выбирают, а мы нет. Диву даешься, глядя на такую грандиозную и недопустимую дискриминацию большого и важного региона, массы развитых и дееспособных народов? Виновными сделали нас, якобы, за опасные выборы президента в 1999 году. Кланы от всего этого только выиграли. При этом в 2003 году выборы в обоих турах прошли спокойно и цивилизовано.
Главным инициатором и ходоком запрета стал депутат Государственной Думы от Карачаево-Черкесии М.Старшинов. Бегал по залам и коридорам Госдумы и всех запугивал тем что, если не принять поправку, то в Карачаево-Черкесии и на Северном Кавказе начнется война. Это было видно даже с экранов телевидения.
Отсюда наша важнейшая задача заключается в том, чтобы вместе с другими народами Северного Кавказа бороться против поправки и выйти, как и все другие народы России на свободные и прямые выборы своих глав. Нет ничего проще, нужно только заняться, ибо необоснованность и нецелесообразность поправки самоочевидны. Не может быть двух разных законов по одному и тому же правоотношению, не должно быть законности «рязанской и казанской» в одном государстве. Об этом четко и ясно говорил сам В.В.Путин. Если, не добьемся отмены поправки и прямых выборов, то клан нам не одолеть. Подотчетный народу глава и будет действовать в интересах народа, а не клана. Только так и можем избавиться от пресловутой клановости в республике. Так что, задача предельно ясна и надо активно за нее браться.
2. Реабилитация депортированных народов так и не дошла до благополучного конца. Если политическая и юридическая реабилитация в целом достигнуты, то экономическая - нет. Самое интересное заключается в том, что все вопросы возмещения, возрождения и развития давно законодательно решены, дело только в том, что оно сорвано и осталось нереализованным. Паша задача заключается в том, чтобы возродить наши законодательные акты и добиться их реализации. В конце концов, мы не требуем у государства ничего особого, хотим только, чтобы оно исполнило свои же законы.
3. Мы - субъектообразующий народ и пора осознать, что вместе с другими народами республики являемся руководящей и ответственной силой. Нам надо окончательно избавиться от пережитков национальной репрессии в нашем сознании, от давления клана, своего угнетенного и приниженного положения, освободить свой прогрессивный национальный дух от оков, жить и действовать как политическая составляющая общественной системы. Не ограничиваться получившими широкое распространение фамильными встречами, не зацикливаться на этническом прошлом, не допускать социальной деградации своего сознания, а поднимать его до уровня субъектности, формировать по государственному типу. Мы среднечисленная нация и должны вести себя как компетентная и ответственная национальная сила. Не допускать излишеств и не давать себя в обиду, вести себя скромно и культурно в интернациональной среде и не забывать о своих национальных интересах. Потому-то нам и предоставили право на республику, чтобы всесторонне ее обеспечивать, укреплять и развивать, быть достойными членами Российской Федерации и мирового сообщества наций. В случае чего, на кланы не спишут, а спросят с нас, надо знать это, иметь и поднимать в себе свою национальную ответственность, крепить республику, беречь ее от разных притязаний, помнить вещие слова Петрусевича, сказанные почти 200 лет тому назад.
4. Неотложной и важнейшей задачей является спасение Большого Карачая, верховий Кубани, нашей древней и славной родины. Она гибнет, потому что ничего нет и люди ее покидают, аулы пустеют и разрушаются. То, что не смогла сделать депортация, делает нынешнее запустение. Конечно, такова судьба всех бесперспективных сельских поселений, но в данном случае происходит нечто другое, погибает этнический центр нации, значит, и она сама. Можем мы с этим мириться? Наверное, нет. Значит, надо что-то делать. В государственных реабилитационных актах все предусмотрено, можно ссылаться на них и требовать государственной поддержки. А пока, почему молчит республика, бизнес-класс, где богатеи самой этой местности? Почему у Кайшева, человека другой национальности, душа болит за Карачай, построил для учкуланцев большое многопрофильное здание, а у наших - нет? Наш магнат своими большими финансовыми вливаниями хочет удержать футбольную команду Ростова в высшей лиге, купил отцу звезду на небе и назвал его именем, но пусть скажет какой копейкой помог своей священной гибнущей родине? Посмотрите на черкесских предпринимателей, Арашукова, Дерева, покойного Хапсирокова и других, они и в самом деле превратили Хабез в страну чудес, что же нашим мешает? Ничего, кроме национального нигилизма и скупости.
Мы попытались что-то предпринять, ходатайствовали, как выше говорили, перед руководством республики об открытии Верхнекубанского национального парка, чтобы помочь одновременно и народу, и природе и истории. Но нам даже не ответили, ни сами ничего не делают, ни предложения других не поддерживают. Давайте все вместе поднимем вопрос на должную высоту и попытаемся каким-нибудь образом его решить. Нам потомки не простят гибели их родины.
5. Такой же важной и неотложной задачей является сбережение заповедной земли и защита окружающей среды. Достаточно подробно говорили об этом в докладе, повторяться не будем, затронем только в определенном аспекте. Поскольку понятия заповедная земля и наша родная земля здесь совпадают, то должны принимать самое активное участие в экологической деятельности, не позволять ни себе, ни другим нарушать экологический режим, охранять территорию, природу и недра от разбазаривания, загрязнения и порчи. У нас достаточно прав для этого, ничего не случится, если потребуем у руководства республики быть поосторожнее с нашей заповедной землей, согласовывать свои проекты с народом, а если потребуется, то выходить и непосредственно в рамках закона на ее защиту. Учкекенцы однажды завернули людей из УГМК от начала горных работ в Худесе и в урочище Ташлы сырт и ничего с ними не случилось, зато спасли свою территорию от разрушения или оттянули это на неопределенный срок. В любом случае, это не та проблема, к которой можно относиться спокойно и безразлично, каждый должен считать себя мобилизованным
С этим вопросом тесно связана и борьба за наши Аланские храмы Мы не видим здесь никаких конфессиональных противоречий и отнюдь не собираемся мешать соседним епархиям посещать христианские реликвии. Единственно на чем настаиваем, так это считать их памятниками истории, как того требует и сам федеральный закон, музейным имуществом и нашим национально-культурным наследием, как это в действительности и есть, а не богослужебными заведениями, т.е. действующими церквями или монастырями. Поскольку для этого в силу своей обветшалости они совершенно не пригодны, а ремонтировать и перестраивать нельзя, то настойчивые действия священников-«коммерсантов» не могут быть поддержаны. Стояла и стоит задача о передаче их под покровительство ЮНЕСКО, мы давно ставим этот вопрос, но музей не может, а правительство не хочет, должны принять меры мы.
6. Важной и острой задачей является защита чести и достоинства нашего народа от покушений разных недоброжелателей, злоумышленных намерений и клеветнических нападок местных и центральных коммерческих газет. В марте прошлого года газета «Совершенно секретно» напечатала статью бывшего работника КГБ КБР Воронова под заголовком «Интернационализм» по-карачаевски. Таких публикаций в печати и в интернете много, все они настолько грязные измышления, что о них не хочется мараться, хотя ни одну не оставляли без достойного ответа, пусть даже в своей местной и малотиражной прессе. Мы отстаиваем истину в суде.
Понятно, что московским газетам нет никакого резона лить на нас грязь, о нас они может и не слышали, но совершенно очевидно, что бездумно берут и публикуют заказные экстремистские статьи, натравливают народы друг на друга. Догадываемся кто заказчики, но не ловим их за руку, не уподобляемся им, а даем в злобе и завести крутиться вокруг оси и грызть свои хвосты.
Но затея не такая безобидная. Уже давно, непрерывно и настойчиво чернят наш народ, чтобы представить его руководству страны в негативном виде и облегчить себе грядущую интеграционную задачу. Мы знаем и поскольку этим занимаются в основном наши коллеги-общественники, то отслеживаем ситуацию и адекватно реагируем.
Нас волнуют и геополитические проблемы, напряжение в Закавказье и на Ближнем Востоке. Мы крайне уязвимы на случай обострения ситуации и каких-либо переделок. Что мы знаем об этом и как реагируем, готовы ли возражать и отстаивать свои интересы? Приходится сомневаться, ибо привыкли надеяться на руководство и ставить себя под удар. Так было в 1943 и 1957 - 1990 годах. Надо быть на чеку и думать самим о себе, руководство руководством, а конечная ответственность всегда лежит на народе, он не может уклоняться от нее и пускать решение государственно территориальных вопросов на самотек. Мы настроены довольно тревожно и относительно известной тенденции укрупнения территорий, исходящей от отдельных горе политиков федерального уровня. Как национальные окраины, в частности народы Карачаево-Черкесии, получили национальное автономное образование подробно описано в книге К.Т.Лайпанова «ОКТЯБРЬ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ».
Беспокоит и традиционная слабость нашего руководства, его разобщенность с народом и внутри себя, не говоря о вредоносной клановой правящей верхушки.
Одним словом, дум и забот у нас хватает, но если мы нация, то должны уметь их рассматривать в своих национальных интересах, совпадающих, конечно, с интересами Российской Федерации. Знать, что у республик имеются свои внешнеполитические функции и они могут их реализовать не только опосредованно, через Федерацию, но и непосредственно сами во взаимодействии с Министерством иностранных дел России. И вообще, думать о себе лучше, смотреть выше и действовать энергичнее, развиваться во всех отношениях, в т.ч. и в международно-правовом, тем более, что мы пограничная республика и у нас 200 км. достаточно напряженной внешней границы. Не забывать, что по конституции мы государство.
Напомним и о себе. Мы общественное объединение, прав по закону у нас хватает, а власти и денег нет никаких. Поэтому сами мы, как и другие национальные общественные объединения, ничего существенно важного сделать не сможем, а можем действовать только через власть. Поэтому наша ближайшая и конкретная задача заключается в том, чтобы благотворно и прогрессивно, на демократической и законной основе воздействовать на власть, уважать ее и взаимодействовать, а где надо, то и критиковать, постараться повернуть главу и чиновников лицом к народу, чтобы создавать новые рабочие места, остановить отток молодежи в другие регионы, повышать заработные платы, пенсии и пособия, укротить неудержимый рост цен на продукты питания, ГСМ, ЖКХ, налоги, остановить произвол чиновников, бороться с казнокрадством, беречь экологию и историко-культурные ценности, отстаивать честь и достоинство нашего народа от участившихся притязаний. Брать пример у других глав, в частности, у мэра Москвы Собянина, который довел заработную плату учителей и врачей до 70 тыс. руб. Конечно, Москва и КЧР не одинаковые субъекты, но работа-то одинаковая и отношение к людям должно быть одинаковым.
Обо всем этом давайте поговорим и придем к конкретным выводам. Если не поможем себе сами, то никто нам не поможет.