НЕ СОГРЕШАЙТЕ НИ МИЛОСТЬЮ, НИ ЖЕСТОКОСТЬЮ
НЕ СОГРЕШАЙТЕ НИ МИЛОСТЬЮ, НИ ЖЕСТОКОСТЬЮ
Открытое письмо Преосвященному Феофану, епископу Ставропольскому и Владикавказскому, кандидату богословских наук.
Москва. 2 сентября 2003 г.
Господин епископ!
С большим интересом и немалым удивлением познакомился с материалами Вашей пресс-конференции, опубликованными в газете «День Республики» за 17 июля с.г. Можно было пролистать и забыть эти материалы как дежурные, если бы не значимость проблем, которые поднимаются в них и высокий сан того, кто их столь оригинальным образом трактует.
Меня зовут Исмаил Алиев, профессор электротехники, родом из Карачаево-Черкесской республики, последние 10 лет живу и работаю в Москве, однако стараюсь быть в курсе всех событий на своей малой родине, ибо она для меня и Мекка и Медина. Должен далее сказать, господин епископ, что мы с Вами не только ровесники, но в какой-то мере и коллеги. Правда, моя паства вот уже 33 года - студенты вузов СССР, ныне России. Я всегда считал своим долгом не только приобщать их к научным истинам в области электротехники, но и к великой человекосозидающей идее Единого Бога (заметьте, и в советские, «тоталитарные» времена тоже), к достижениям человеческого духа в других отраслях знаний. Таким образом, моя паства в прошлом и настоящем - это многие тысячи студентов, прошедших через мои руки и мое сердце и ещё десятки тысяч обучаются по моим учебникам, читают мои иные книги, которых более двух десятков.
Должен сказать ещё, что в отличие от Вас, никогда не покидал свою Родину, пережил с ней её разложение, разрушение и унижение, учиненные её продажными правителями. В роли президента Конфедерации репрессированных народов России среди прочих своих обязанностей ни на минуту не забывал известное Вам: «Ибо миротворцы есть сыны Божие...» Был во всех «разгорающихся» или «горячих точках» СССР-России с тем, чтобы умиротворить людей, чтобы не пролилась кровь, в том числе среди людей, уже взявшихся за оружие. И, слава Богу, умиротворение удавалось. Был провозглашен журналистами Человеком Года России в сфере межнациональных отношений за 1992 год, и доныне это - самое дорогое для меня звание.
Мне приходится упоминать об этом потому, что с точки зрения моего невеселого опыта урегулирования межнациональных проблем Вы, г-н епископ, в рамках Вашего первого визита в Карачаево-Черкесию ступили на весьма сомнительную стезю. Речь идет о судьбе древних аланских храмов и о ваших огульных оценках народа республики в связи с этой проблемой. Судя по Вашим высказываниям, Вы, г-н епископ, и в самом деле, вероятно, «плохо знаете Россию». Но давайте разберемся в Ваших суждениях по порядку.
Вы ставите вопрос о передаче древних аланских христианских храмов на территории Карачая, находящихся в ведении государства, Русской православной церкви (РПЦ), удивляетесь трудностям, которые при этом возникают (и уверяю Вас, возникнут ещё) и, походя, неоднократно и огульно оскорбляете народ республики, обвиняя его в варварстве, нецивилизованности, в «незрелом духовном состоянии общества». Вы сетуете: «никогда и нигде с таким варварским отношением к памятникам культуры и истории не сталкивался», «по сей день овцы пасутся в святых местах».
Во-первых, г-н епископ, с точки зрения всех пророков и пастырей овцы все-таки лучше, чем свиньи. А были годы, позвольте Вам напомнить, когда там паслись свиньи.
Во-вторых, во всем мире, а тем паче в России, сокрушено, разрушено, разграблено столько памятников культуры, а особливо храмов Божьих, что впору по Вашей методе все народы мира назвать варварами. В одной Московской области под носом у патриархии таким храмам нет числа, а сколько их по всей России? Вам это неведомо? Вам, видимо, повезло, и с «заграницей и лучшими музеями мира». Но беда в том заключается, г-н епископ, что Карачаево- Черкесский государственный музей-заповедник по числу, древности, научной значимости памятников является уникальным во всей России, но в отличие от «лучших музеев мира» влачит нищенское существование, потому что ни местные, ни центральные власти этой значимости вполне никогда не понимали.
Вы правы, наше отношение к уникальному (повторюсь) наследию наших предков оставляет желать лучшего. Ещё бы. Мы, карачаевцы, были столько лет отчуждены от них и официальной историей и государственной идеологией. Народ в царское время назывался не иначе, как «дикие туземцы», а в советское время нам вдалбливали, что мироздание началось для народа только с приходом советской власти. Это теперь, в последние десятилетия, карачаевцы всё больше стали осознавать себя наследниками самого цивилизованного и влиятельного государства на Северном Кавказе - Алании. Только теперь, увы, в эпоху безвременья, мы всё больше узнаем о своем беспримерном материальном и духовном наследии и учимся гордиться им, гордиться нашими предками. Но это, г-н епископ, не вина народа, а его беда. Но теперь-то мы знаем, что наши предки исповедали христианство, возводили города, чудные храмы, удивительную обсерваторию в те времена, когда не было и в помине Русской православной церкви, не было на свете ни Москвы, ни России. Исповедали многие из них вплоть до 17 века.
Да, мы недостаточно бережно относимся к своим памятникам культуры. Есть у нас и такие несчастные, которые построили дома из священных, политых кровью камней с развалин наших древнейших городов. Но истина заключается в том, г-н епископ, что эти наши древнейшие на территории страны храмы в отличие от множества других памятников в остальной России сохранились в целости, иные отреставрированы, другие реставрируются сегодня, заметьте, усилиями моих же соплеменников.
В-третьих, г-н епископ, с начала мироздания по закону людскому и Божию, каждый вправе претендовать лишь на то, что является его собственностью, созданной его усилиями, его трудом, трудом предков. Иное называется воровством и запрещается государственными институтами и религиями, в том числе - христианством. Вам ли не знать: «Не укради!»
Аланские христианские храмы Карачая: Сентинский (от древнекарачаевского слова сынты - синод), Шоанинский (от древнекарачаевского чууана - святилище), архызские (от аланского этнонима айрыхаз) построены нашими предтечами в начале-середине 10 века, т. е. в те времена, когда Русь лишь робко приобщалась к христианству, и, как мы с Вами уже выяснили, не было на свете такого института как РПЦ. Следовательно, ни тогда, ни в последующем эти храмы РПЦ не принадлежали, а были, есть и остаются величайшим культурным наследием карачаевского народа. Когда Вы, г-н епископ, отойдя от заграничных впечатлений, лучше узнаете Россию и историю её народов, то Вам откроется, что карачаевцы - суть прямые потомки аланских, булгарских и хазарских однокоренных тюркских племен, создавших и населявших аланское государство.
Так объясните, г-н епископ, как можно, не боясь прогневить Бога, претендовать на то, что тебе не принадлежит. Претендовать только потому, что это нечто плохо лежит и потому, что «...на этом весь мир бизнес делает». Это, вероятно, ключевые слова во всех ваших рассуждениях о «святых местах». В самом деле, почему бы не прибрать к рукам, пользуясь безвременьем, живописнейшие места и не развернуть там туристический бизнес с элементами старины, если этого до сих пор не сделали непонятливые и до глупого законопослушные хозяева. Вашего покойного предшественника подбили на это дело люди, для которых деньги не пахнут. Светлая ему память, у Преосвященного Гедеона, насколько известно, хватило мудрости разобраться с проблемой. А Вы-то г-н епископ, кто, пастырь или бизнесмен? Наши храмы, г-н епископ, не акцизы на табачные изделия. Вы, надеюсь, помните эту малопривлекательную в истории церкви эпопею?
Вы, г-н епископ, с гордостью говорите о своих аспирантских годах, когда на трех слушателей «приходилось 25 преподавателей, в том числе из МГУ и дипломатической академии». Ну с дипакадемией, допустим, понятно. Но неужто даже МГУшники не учили аспирантов-богословов азам элементарной логики?
Вот образчик Вашей логики. Вы ссылаетесь на правительство РФ, которое (Ваш стиль) «подписывая международные договора. первым пунктом подписывает в обязательном порядке обязательство о возвращении изъятой церковной собственности». На этом основании вы «не видите никаких препятствий для возвращения церкви храмов». Вы приводите «наглядный пример Троице-Сергиевой лавры, которая два года назад была возвращена церкви». Помилуйте, г-н епископ, где лавра, а где наши храмы?! На греческом языке, который Вы, вероятно, штудировали, такой прием преднамеренного введения других в заблуждение называется софистикой.
Я не раз бывал в лавре. Не устаю каждый раз восхищаться этим уникальным комплексом. здесь почти физически ощущаешь над собой Божью благодать. Но, видите ли, г-н епископ, Троице-Сергиева лавра изначально это материальное и духовное творение РПЦ, плоть от плоти, дух от духа её. я думаю даже, что Троице-Сергиева лавра в какой-то мере есть концентрированное выражение красоты, глубины и мощи идеи Русского Православия. лавра была отчуждена государством от РПЦ, а ныне возвращена ей. И это замечательно.
В наши храмы, как мы выяснили, РПЦ не вложила и не могла вложить ни камешка, ни кирпичика. Никогда они не принадлежали РПЦ на законных основаниях. Зачем же Вы, епископ, вводите в заблуждение ваших слушателей и Ваших читателей, пользуясь лжелогикой?
Вы высокомерно заявляете, что «...есть документы о том, что это византийские храмы. Все остальные версии - это гипотезы, не более. Если все гипотезы принимать за истину, нам придется перекраивать весь мир.» Вот так, не много ни мало.
Не будем говорить о гипотезе, как о начале любой науки. Но, похоже, для кандидата богословских наук не существует науки истории? Между тем она существует, и год за годом открывает все новые горизонты, с которых как прошлогодний снег под солнцем истины сваливаются нагромождения лжи и фальсификаций официозной имперско-татищевской истории.
А пока разъясним, что византийские храмы существовали в Византии, с которой Алания была духовно связана, но никогда не входила в её состав, а в других городах и весях строили храмы в византийском стиле местные мастера при участии византийских зодчих или без участия оных. И храмы называли соответственно русскими, аланскими и т. д. Как говорится, почувствуйте разницу, уважаемый кандидат богословия.
Не нужно, г-н епископ, перекраивать мир, его надо непредвзято и богобоязненно изучать. И тогда заявления будут взвешенными и не будут задевать национальное самосознание других людей и народов. А именно с этого начинаются так называемые межнациональные конфликты, особенно если их умело подогревают и канализируют в «нужном» русле. В Карачаево-Черкесии, г-н епископ, и без Ваших притязаний и оскорблений хватает, к сожалению, проблем.
Вдумайтесь, в то, что Вы говорите: «Первое, что нужно сделать - это храмы передать церкви. Это необходимо сделать, если уважают себя деятели культуры, если уважают себя власти...» Не берусь судить по части властей, но деятели культуры, в основном, себя уважают, и никто из них не собирается поднимать себя в Ваших глазах, следуя Вашим рекомендациям. Почему?
Да потому что все знающие помнят, например, что в позапрошлом веке уже было «соседство музея и церкви» по Вашему рецепту, когда здесь открыли монастырь. Монахи на свой вкус перестроили самый маленький южный архызский храм под заурядную церковь, предоставив остальным храмам разрушаться и выпасая «в святых местах» свиней.
В том числе и на развалинах единственной в России древнейшей обсерватории 10 века, которую, между прочим, раскопали и исследуют мои соплеменники. Таких обсерваторий, г-н епископ, насколько я знаю, в Евразии ещё две: улугбековская вблизи Самарканда (15 в.) и хайямовская вблизи персидского города Исфахан (12 в.). Уникальный памятник науки вкупе с другими древностями братья-монахи разобрали и соорудили из этих камней каменные коробки - общежития. Такое вот было соседство...
Но дело даже не в этом. Лично я, как деятель науки и культуры и как сын своего древнего многострадального народа не хочу, чтобы наследие материальной и духовной культуры народа, представляющее общемировую значимость, находилось в чьей бы то ни было собственности. Меня устраивает, что это наследие входит в состав Карачаево-Черкесского государственного музея-заповедника и, сверх того, ввиду особой ценности находится, к счастью, под федеральной юрисдикцией. Что до меня и моих единомышленников, а их тысячи, то мы приложим все силы, чтобы наследие это оказалось бы также под эгидой ЮНЕСКО.
Вы обязаны знать, г-н епископ, что так думают тысячи моих соплеменников, и далеко не все они сохраняют при этом хладнокровие.
Так что оставьте в покое наши памятники, возня вокруг них нанесла урон имени даже Вашего достойнейшего предшественника. Делайте свой бизнес, г-н епископ, где-нибудь в другом уголке Вашей епархии, она велика. Если же у Вас и в самом деле есть средства, достройте многострадальную церковь в самом центре столицы Республики. Её строительство оживает от выборов к выборам и финансируется чаще всякими дельцами и мошенниками от политики и экономики. Или теперь стало нормой, что божьи храмы строят на деньги жуликов и менял, которых когда-то изгонял Христос?
Не лучше ли, Преосвященный, в наше время воинствующей пошлости и криминального бизнеса учить людей строить храм Божий прежде всего в собственном сердце? А всего лучше, г-н епископ, для начала хорошенько изучите свою епархию. Уверяю Вас, это не самая простая епархия в России. Уж я-то её немножко знаю.
И последнее: странный всё-таки девиз у Вас и у Ваших наставников: «Научитесь согрешать скорее милостью, чем жестокостью». А нельзя ли, Преосвященный, не согрешать вовсе - ни милостью, ни жестокостью. Ведь то, что для одного милость, для другого чаще всего - жестокость. Нет?
Копию этого письма и материалов Вашей пресс-конференции, с Вашего позволения, направляю в Патриархию. Не по злому умыслу, а, повторюсь, потому, что не хочу, чтобы на земле моего народа возникли новые осложнения из-за надуманных проблем. Ему и другим народам Республики и без того ныне несладко.
Примите мои уверения в совершеннейшем к Вам почтении.
Пребывающий, уж извините, «в незрелом духовном состоянии»
профессор Исмаил Алиев.