27
февраль
2017
Крымшамхалов Хамзат Басханукович
В этой горской семье с особенной любовью и уважением произносилось имя Николая Александровича ЯРОШЕНКО – выдающегося художника-демократа.
Не раз слышал в юности Хамзат Басханукович воспоминания о своем дяде Исламе КРЫМШАМХАЛОВЕ, которому его русский друг и учитель ЯРОШЕНКО помог стать первым горцем-художником на Северном Кавказе. Он оканчивает Академию художеств и посвящает свою кисть людям Кавказа, природе Теберды в родной Карачаево-Черкесии.
К сожалению, из творческого наследия этого незаурядного таланта из карачаевского народа почти ничего не сохранилось. Зато иная судьба ожидала его племянника, который словно приняв художественную эстафету из рук своего знаменитого родственника, стал известным скульптором Кабардино-Балкарской АССР.
Ровесник Великого Октября Хамзат Бахсанукович КРЫМШАМХАЛОВ является типичным представителем художников новой социалистической формации. Первый скульптор балкарец черпает творческое вдохновение из истоков жизни кавказского народа, отражая все национальное своеобразие его характера, быта, уклада, складывавшихся веками, и вместе с тем показывая те изменения, которые внесла в сознание горцев советская действительность.
Если говорить в целом о творчестве скульптора, то следует прежде всего подчеркнуть его глубоко реалистическую направленность, стремление к точности и ясности изобразительных средств, к доступности и выразительности художественного языка. Все эти стороны сочетаются в искусстве КРЫМШАМХАЛОВА с высокой патетикой образов, с их поэтической одухотворенностью.
Еще во время учебы в Тбилисской Академии художеств (1938–1940 гг.) молодого художника привлекают темы, насыщенные героическим пафосом, романтикой подвига во имя народного счастья, которые впоследствии пройдут красной нитью через все творчество КРЫМШАМХАЛОВА.
Так, в 1938 году он впервые принимает участие в выставке, посвященной 20-летию Дагестанской АССР своей композицией «Партизаны в горах Дагестана», встретившей теплые отклики зрителей.
Окрыленный первым успехом, молодой скульптор обдумывает новые работы, но его творческая деятельность была прервана Великой Отечественной войной.
На фронте КРЫМШАМХАЛОВ героически сражается с врагом, командуя минометным взводом. Во время одного из боев он получил тяжелое ранение и после двухлетнего лечения был демобилизован.
КРЫМШАМХАЛОВ вернулся с фронта с большим количеством рисунков, запечатлевших боевые эпизоды и товарищей по оружию. Они были приобретены Тбилисским институтом марксизма-ленинизма (следует сразу отметить, что Хамзат Баксанукович не только ваятель, но и незаурядный рисовальщик). Однако, самое главное, вынесенное скульптором из огня сражений, – это масса глубоких, незабываемых впечатлений о несгибаемом мужестве и героизме советских бойцов, что поможет ему впоследствии в создании образов героев Великой Отечественной войны.
После демобилизации из армии скульптор несколько лет провел в Казахстане. Пользуясь большим уважением общественности, КРЫМШАМХАЛОВ занимает пост заместителя начальника областного отдела искусства, работает главным художником областного драмтеатра, ведет изокружок, а главное, со свойственной ему энергией и вдохновением отдается творческой деятельности. Он – постоянный участник республиканских выставок в Алма-Ата, автор обелиска-памятника героям Гражданской войны. Он создает декоративные фигуры спортсменов для дворца культуры и ряд других работ.
Среди созданных им произведений в Казахстане особого внимания заслуживает, пожалуй, многофигурная композиция «Панфиловцы».
Эта скульптурная группа интересна тем, что автор сумел передать в ней высокий взлет патриотизма и мужества прославленных героев, преградивших путь фашистской стальной армаде, рвавшейся к Москве.
...Ожесточенный бой в самом разгаре. Бьют автоматы, пошли в ход гранаты. Падают сраженные бойцы, но их гибель только удесятеряет священную ярость их боевых друзей. Скульптор дает яркую характеристику каждому из изображенных персонажей. Воинский долг связал воедино людей разных возрастов и национальностей. Диктуемая общим замыслом, композиция отличается запоминающейся художественной образностью. Особенное впечатление оставляет она с боковой точки зрения. Здесь наиболее выразительно смотрится «пирамидальное» построение фигур: внизу умирающий боец, поддерживаемый товарищем, выше – солдаты, ведущие огонь, и, наконец, венчающая всю группу, стоящая во весь рост фигура панфиловца, бросающего гранату – кульминационное воплощение взлета самоотверженного героизма. Благодаря этому композиционному приему, скульптура напоминает могучий морской вал, поднявшийся навстречу врагам Родины. Казахстанский период творчества КРЫМШAMXАЛОВА является интересной страницей в художественной деятельности скульптора.
Через несколько лет КРЫМШАМХАЛОВ возвращается на родной Кавказ, где «с головой» уходит в активную общественную и творческую работу.
Приезд скульптора в Нальчик – столицу Кабардино-Балкарии совпал с тем периодом, когда молодое изобразительное искусство республики успешно набирало темпы в своем развитии.Ряды Кабардино-Балкарского Союза художников пополнялись новыми творческими кадрами, постепенно совершенствовалось профессиональное мастерство живописцев, скульпторов, графиков, обогащалась тематика их произведений.
Это не могло не радовать Хамзата Баксануковича, который все свои силы отдает делу роста художественных сил родного края. Он занимал руководящие должности в Союзе художников КБАССР, где его высокая принципиальность, непримиримость к недостаткам и одновременно чуткость к товарищам по работе пользовались заслуженным уважением...
Окидывая мысленным взглядом все созданное им, нельзя не испытать чувства невольного восхищения перед поистине неисчерпаемой энергией и неугасающим творческим вдохновением скульптора...
Портреты, тематические композиции, монументы – таков творческий диапазон скульптора. При этом большинству работ автора присущи профессиональная культура исполнения, какое-то бережное отношение художника к изображаемой модели, к используемому материалу.
Слишком велики любовь и уважение КРЫМШАМХАЛОВА к человеку, чтобы во имя ложной эффектности прибегать к манерничанию, к изломанности и эскизности форм. Широк и разнообразен круг людей, увековеченных ваятелем. Здесь и портреты современников, и образы выдающихся деятелей революции и культуры, и герои гражданской и Великой Отечественной войн.
С любовью и увлечением обращается скульптор к изображению тружеников социалистической Кабардино-Балкарии (портреты Д. Гергокова, М. Махараева, М. Байсултанова, И. Елекуева и др.). Каждый из них охарактеризован автором во всей выразительности индивидуальных особенностей.
Правда, иной раз (что относится особенно к ранним работам) скульптор, стремясь к наиболее точному портретному сходству с моделью, недостаточно глубоко проникает во внутренний мир изображенного, а пластика приобретает некоторую суховатость. Но в большинстве лучших произведений КРЫМШAMХАЛОВА достигнута соответствие замысла с исполнением, передана через индивидуальный, конкретный образ большая обобщающая мысль. Так, во многом удачным представляется портрет Кайсына КУЛИЕВА.
Образ известного балкарского поэта привлекает не только метко схваченным внешним портретным сходством. В его облике прочитывается та внутренняя сила, которая рождается в минуты поэтического вдохновения.
Зорок и энергичен его прищуренный взгляд, выдающий сильный, волевой характер писателя. И в то же время легкая улыбка, скользящая под усами, вносит в образ черты задушевной доброты и лирической мягкости. Этому же впечатлению способствует обработка материала – белого мрамора без резких переходов от света к тени.
Несколько стандартным по своему решению выглядит бюст Героя Советского Союза Н. Канукоева. Фронтальная постановка головы, «обычный» постамент. И все же, когда всматриваешься в это спокойное лицо, чуть-чуть оживленное задумчивой улыбкой, невольно ощущаешь внутреннее обаяние изображенного человека. В нем нет ничего от шаблонного представления о героической личности.
Скульптор словно хочет сказать своим произведением: посмотрите – вот такие скромные, простые люди способны на великие подвиги, когда к этому призовет Родина.Бережно хранилась у Хамзата Баксануковича Почетная грамота управления культуры Ставропольского краевого Совета депутатов трудящихся, которой он был награжден «За передачу в дар музею художника Н.А. ЯРОШЕНКО своего ценного произведения – бюста юного ЯРОШЕНКО».
Когда-то В.И. ЛЕНИН говорил о замечательном художнике-демократе: «Такому человеку надо отдать дань». Его слова сбылись. Одной из «даней» явилось и вышеупомянутое произведение КРЫМШАМХАЛОВА.
Мечта о создании работы, посвященной образу человека, с которыми связано столько семейных воспоминаний, жила в скульптуре давно. И вот однажды, как вспоминает Хамзат Баксанукович, он случайно встретил на улице парнишку, чей облик как-то сразу слился в его воображении с юным ЯРОШЕНКО.
Так, на основе непосредственных жизненных впечатлений и их творческих претворений родился этот портрет, хранящийся в Кисловодском музее.
...Глядя на бюст художника, чувствуешь, как его автор упорно искал и добивался выражения тех характерных черт, которые были свойственны ЯРОШЕНКО еще в ранние годы своей жизни.
...Упрямо склоненная голова с завитками волос на лбу, настойчивый, словно вопрошающий о чем-то взгляд из-под напряженно сдвинутых бровей, рисует образ юноши, уже пытающегося разобраться в сложных явлениях действительности и дать им свою оценку.
В процессе создания образов современников и знаменитых соотечественников прошлого КРЫМШАМХАЛОВ стремится все к более сложным задачам как в формальных приемах, так и в содержании произведений. Человек, изображенный в соответствующем действии, в движении, наиболее убедительно отвечающим духовной сущности модели, занимает видное место в ряду произведений скульптора.
Таков образ Султанбека АБАЕВА – первого профессионального музыканта-балкарца. Прежде чем прийти к окончательному решению, автор перебрал несколько вариантов фигуры скрипача. Ни один не мог удовлетворить скульптора, так как в них недоставало той необходимой меры обобщения и остроты изобразительного языка, за которыми пропадает иллюстративность и начинается художественная образность.
В последнем варианте автору в целом удалось этого добиться.
...Широко, словно крыло птицы, готовой к полету, откинулась в сторону рука музыканта со смычком. Другая рука крепко сжимает гриф скрипки, к которой склонилась голова музыканта с лицом, озаренным пламенным вдохновением. Это все, что выделил автор в скульптуре, передав остальные детали только намеком. Лепка произведения выполнена легкими, широкими мазками, что усиливает впечатление динамичности изображения.
Еще более глубокой содержательностью насыщен образ Али ШОГЕНЦУКОВА – зачинателя советской кабардинской поэзии, погибшего во время Великой Отечественной войны в фашистском концлагере. Скульптор показал героя в тот момент, когда все его физические и моральные силы напряжены до предела. Страшно измученные, истощенные лицо и тело, колючая проволока впилась в грудь...
Автор не скрывает страданий человека, вызывающих боль и ненависть к палачам. Однако здесь важнее другое – несломленный дух советского патриота.
Напрягшаяся в последнем усилии фигура поэта, его гордо вскинутая голова, крепко сжатый рот передают облик человека, погибающего, но не сдающегося.Материал скульптуры – бронза, как нельзя лучше отвечает созданию впечатления несокрушимости, твердости воли героя, а обработка поверхности металла, рассчитанная на резкие светотеневые контрасты, подчеркивают ощущение драматической напряженности момента.
Как уже отмечалось, тяготение к героико-возвышенным наполненным философским содержанием образам вообще является одной из самых характерных особенностей творчества КРЫМШАМХАЛОВА. Его всегда привлекали к себе те люди, в которых он видел воплощение лучших духовных качеств, живущих в народе, люди, отдающие себя целиком борьбе за свободу и счастье человечества...
Едва ли ни самой интересной страницей в творческой биографии КРЫМШАМХАЛОВА являются его монументальные памятники, сооруженные не только в Кабардино-Балкарии, но и за пределами республики. Уже простой их перечень составил бы довольно внушительный список.
Среди них – памятники отдельным выдающимся лицам прошлого и настоящего страны, и монументы, воздвигнутые в честь грозных и славных событий Гражданской и Великой Отечественной войн.
В наиболее значительных монументальных произведениях автор показал себя как вдумчивый художник, хорошо чувствующий смысл и задачи этого вида искусства, обращенного к самой широкой народной аудитории.
Необходимо отметить, что, работая над памятниками, КРЫМШАМХАЛОВ стремится к разнообразию образного решения, в полной мере использовать те средства, которые диктуются творческим замыслом и идейным содержанием.
Таковы бюсты основоположника балкарской поэзии Кязима Мечиева, постановленные в Нальчикском парке и в одном из живописнейших уголков республики около Голубого озера.
В решении обоих произведений автор идет от народного понимания характера тех людей, которые выражали заветные думы и чаяния простых тружеников.
...Мудрое, слегка усталое лицо человека, многое повидавшего и пережившего на своем веку. Морщина глубокой бороздой прорезала лоб. Словно внутрь себя ушел напряженный взгляд. Человек размышляет о смысле жизни, о судьбах людей.
Материал произведения – гранит – своей суровой красотой усиливает впечатление значительности и величавости мудрого старца.
Таким мы видим Кязима МЕЧИЕВА в произведении, находящемся в Нальчикском парке. В аналогичном с ним плане по общему содержанию выполнен бюст Кязима, сооруженный около Голубого озера и получивший теплый отзыв писателя Леонида СОБОЛЕВА. Однако здесь в характеристике образа больше внимания уделяется поэтическим сторонам внутреннего мира персонажа.
...Приподняв голову, ясным и внимательным взглядом всматривается вдаль Кязим МЕЧИЕВ. Туда, где раскинулись родные просторы. Легкая, задумчивая улыбка играет на его лице.
Поэт и мудрец – эти две грани духовного мира Кязима МЕЧИЕВА убедительно раскрыты в работах скульптора.
Иное содержание вложил КРЫМШАМХАЛОВ в памятник славному большевику герою Гражданской войны Солтану-Хамиду КАЛАБЕКОВУ, поставленный в колхозе горного Булунгу.
Горным орлом называл народ КАЛАБЕКОВА, который пожертвовал своей жизнью во имя спасения С.М. КИРОВА в 1918 году во время спровоцированного контрреволюционерами вооруженного столкновения между осетинами и ингушами. Революционная героика, беззаветное мужество, готовность к подвигу во имя высокой цели – такие черты образа выступают на первый план в памятнике КАЛАБЕКОВУ.
Действительно, что-то орлиное есть в фигуре героя с энергичным разворотом плеч, с зорким взглядом, исполненным непреклонной решимостью.
Памятник органично вписывается в окружающую природу, суровая, эпическая красота которой соответствует характеру монумента.
Кабардино-Балкарский народ свято хранит память о своих лучших сыновьях, вставших грудью на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны. Слагаются о них стихи, поются песни. Гимном в их честь звучат и памятники, воздвигнутые в разных районах республики. Такими являются бюсты Героя Советского Союза Алима Байсултанова в селении Яникой и адмиралу А. ГОЛОВКО в городе Прохладном, созданные КРЫМШАМХАЛОВЫМ. Оба монумента отличаются строгой сдержанностью и суровой мужественностью по изобразительным средствам и внутреннему содержанию. Вместе с тем при всем сходстве общего смысла образов, насыщенных энергией, силой воли, автор сумел лаконично, но точно передать индивидуальное своеобразие каждого из изображенных героев.
В бюсте БАЙСУЛТАНОВА – прославленного летчика-истребителя – хорошо переданы как личные качества его характера, так и те черты, которые свойственны хозяину воздушных просторов Родины.
...Легкий поворот головы, взгляд, устремленный в небо, придают образу внешнюю и внутреннюю динамику. Кажется, что вот-вот герой готов взмыть соколом в неоглядную высь. Внешне менее подвижен, но полный скрытой душевной энергии образ адмирала А. ГОЛОВКО.
Первый же взгляд на памятник создает впечатление огромной несокрушимой силы. Словно навстречу вольному морскому ветру расправлены широкие плечи флотоводца, зорким, привыкшим к просторам взглядом смотрит он вдаль. Очень легко представить его, стоящим на мостике боевого корабля. Этому впечатлению способствуют и такие скупо, но точно найденные детали, как волнообразные прорези на постаменте с парящей над ними чайкой.
Можно назвать еще целый ряд монументальных работ, осуществленных КРЫМШАМХАЛОВЫМ. Это памятники борцам за установление Советской власти на Тереке в станице Курской, воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, в селениях Белая Речка и Черная Речка и другие.
Но, как нам кажется, особенный интерес вызывает монумент в честь героев, павших в Гражданскую и Великую Отечественную войны, воздвигнутый недалеко от Баксанского ущелья.
...Об этом сооружении можно сказать: здесь многое в немногом. Изображена всего одна фигура горца в бурке. По своим очертаниям она напоминает национальные старинные надгробия.
Форма обобщена до предела. Но за этой внешне геометрически-суховатой пластикой скрывается большой смысл.
Заслуга автора в том, что он понял следующее: именно только так, лаконично, без многословия можно наиболее впечатляюще передать суровую сдержанность, мудрую скорбь, эпическую силу монумента, словно воплотившего в себе народные мысли и чувства...
Как уже отмечалось, влечение КРЫМШАМХАЛОВА к созданию произведении героического плана, произведений несущих в себе философские идеи, является ведущим в его деятельности. Наряду с этим у него имеется ряд работ, пленяющих настроением светлой поэзии и мягкой задумчивости.
Такова скульптура «Балкарская невеста».
Фронтальная композиция изображенной девушки спокойна и даже кажется статичной. Но в этой скованности позы скульптор передал милую застенчивость девушки, вступающей в новое, неизведанное радостное. Чуть дрогнувшие в смущенной улыбке уголки губ оживляют лицо невесты, которое как бы озарено светом радости и счастья.
Через противопоставление внешнего спокойствия и внутренней взволнованности решает скульптор этот образ.
Счастливая жизнь советской женщины – горянки отражена в скульптуре «Новая песня». Молодая балкарка – горянка играет на кобузе. Быстро перебирают клавиши ее пальцы. Кажется, слышишь веселую задорную мелодию.
Линии изображенной фигуры то плавные, то резкие и стремительные словно вторят ритму музыки.
По-своему интересно решена скульптором композиция «Хлеб».
Мать и хлеб – вот что дает нам жизнь – такова основная мысль произведения. Поэтому фигура женщины, к груди которой прижался ребенок, слита воедино с тучными КОЛОСЬЯМИ. Как мы уже упоминали выше, КРЫМШАМХАЛОВ часто обращается к графике.
Искрящимся юмором проникнуты его иллюстрации к книге А. АХМАТОВА «Сказки».
Увлечение художника народным искусством помогло ему с большим вкусом оформить «Балкарские народные сказки», где заставки в виде балкарских национальных орнаментов органично вплетаются в общую художественную канву книги.
В одном из залов Кабардино-Балкарского краеведческого музея находится скульптура КРЫМШАМХАЛОВ «Свержение самодержавия». Могучий атлет в жестокой борьбе побеждает чудовищного двуглавого орла. Светлые силы торжествуют над всем темным, косным, реакционным.
Так и творчество самого скульптора, глубоко гуманистическое, проникнутое любовью к жизни, к человеку и всему лучшему в нем, звучит призывом к борьбе за счастье народов. Неслучайно КРЫМШАМХАЛОВ награжден Почетной грамотой Советского комитета защиты мира за активную деятельность по укреплению мира между народами.
(с) Elbrusoid.ORG