www.kkn09.ru
Контакты:
kongress-kn@bk.ru
» » Джыл къайтарма
26
январь
2023
0

Джыл къайтарма

Предлагаем для вашего внимательного изучения аналитическое исследование члена Совета ОД "Конгресса карачаевского народа" Кемала Батдыева.
Данная статья является кропотливым трудом (в том числе, на основе сбора полевого материала), над которым автор (один из истинных патриотов своего народа) работал длительное время с целью фиксации тысячелетней самобытной культуры аланского (карачаево-балкарского) народа в сфере астрономического измерения времени, которое было жизненно важным для наших предков (прогнозирование выгона и отгона скота, определение времени для дальних поездок и др.). Не у каждого народа имеется не только народный календарь, но и календарь, который коррелируется с астрономическими явлениями.
Автор открыт для конструктивных дополнений и корректировок, которые вы можете оставлять в комментариях.

Пресс-служба ОД "Конгресс карачаевского народа"

"Батдыев:
Представляю графическое изображение народного календаря карачаевцев и балкарцев (асов и алан).
Народный (природный календарь) имея хождение и достаточную популярность в народе, но представляет собой фрагментальный, не цельный характер. Где редкий знаток знает полностью весь календарь, но каждый знает основные сезоны "джай чилле", "къыш чилле", с нетерпением ждут окончания ежегодного циклона "Балдраджюз" – предвестника весны, время последних трескучих морозов. После неожиданно выпавшего снега по весне вспоминают период «Хан къызын сатхан кёзюу». Чуть позже «Чыганлы тонун сатхан кёзюу». Я придал созданию календаря большую ответственность и значение. И поэтому посчитал нужным заручиться поддержкой у Совета ОД "Конгресс Карачаевского народа". Пусть это начинание послужит примером для дальнейшего развития календаря. Где следующий составитель будет более точным, более скрупулезным в исследовании и составлении календаря. Может быть составит более удобную конфигурацию и дизайн.

Год у балкарцев и карачаевцев разделен на 6 сезонов, по два месяца на каждый сезон. 
Джаз: Луккур ай (22 март- 20 апрель). Хачыман ай (21 апрель- 20 май). 
Джай: Къыркъар ай (21 май-20 июнь). Къыркъаууз ай (25 июнь-24 июль). 
Кюз- Элия ай. Кюзню ал айы (25 июль-23 август). Къыркъар ай. Кюзню арт айы (24 август-22 сентябрь). 
Къач- Эрдиреюк ай (23 сентябрь- 22 октябрь). Абыстол ай. Согъум ай(23 октябрь-21 ноябрь). 
Къыш- Байрым ай. Бурул ай (22 ноябрь-21 декабрь). Башил ай. Акътон ай (25 декабрь-21 январь).
Аууз айла. Тотурну ал айы. Ауузну ал айы (22 январь-22 февраль). Тотурну арт айы. Ауузну арт айы (23 февраль-21 март).

Некоторые названия месяцев и дней недели имели разные варианты звучания. К примеру геурге- гюрге, хачауман- хачыман и так далее. В изображении приведены более благозвучные и краткие варианты.

Народным календарем карачаевцев и балкарцев занимались ученые Миллер, Каменев (1869 г.), Ковалевский, Лавров. Они и обнаружили следы древнего (не православного) христианства в календаре. Вторник, - Гюрге кюн- день св. Георгия . Среда,- Барас кюн- день св. Параскевны. Хотя слово барас можно этимологизировать как «бар ыз» - день ходьбы, то есть благоприятный для путешествий. Вторая этимология представляется более убедительной, если иметь в виду, что Вторник (Гюрге кюн), предшествующий среде, считался запретным для выхода на дорогу, да и для начала любых дел. Пятница,- Байрым кюн- день св. Марии. Суббота,- Шабат кюн, вероятно проникло в карачаево –балкарскую среду в хазарский период. У грузин- «шабаты», у чеченцев –«шот», у адыгов –«шембет». Происходит от древнееврейского «сабат» - покой. Понедельник- Баш кюн, тюркское обозначение заглавного дня. Четверг- Орта кюн- тюркское название, «средний день». Воскресенье,- Ыйых кюн. В разных тюркских языках „ыдык, ызык, ыйык, ыйрик (чувашское), что значит „посвященный богу, посвященный в жертву». Название месяца Башил ай- день св. Василия. Хотя можно и по другому объяснить Башил- «баш йыл» - заглавие года, первый месяц года. Тотур ай- день св. Теодора Тирского. Тотур, «тот ур» - месяц покрытия ржавчиной, «влажный месяц». Однозначно христианское Абыстол ай. День апостола. 

Тут надо сказать, что христианские названия месяцев не являются прямыми заимствованиями из византийского календаря. Византийский календарь, принятый Василием в 988 году, юлианский и григорианские календари, практически не отличаются в названиях месяцев и являются смесью языческих названий и имен императоров Рима. Христианские названия месяцев и дней недели карачаево-балкарский календарь получал уже в Алании, в период влияния византийского христианства 9-10 веков. Христианские названия вторили более ранним, тюркским. Поэтому в схему включены и дублирующие названия. «Тотурну ал айы- Ауузну ал айы» . «Байрым ай»- «Бурул ай». 

Названия дней недели. 
Ыйыкъ- неделя.
Баш кюн
Гюрге кюн
Барас кюн
Орта кюн
Байрым кюн
Шабат кюн
Ыйых кюн.
Вообще календарь представляет из себя чрезвычайно необходимый атрибут в жизнедеятельности человека, хотя мы не задумываемся над этим. Существует острая необходимость точно знать и время посева и время случки скота, окота, дни праздника. У карачаевцев и балкарцев люди ведущие календарь назывались «джыл къайтарыучула», то есть «возвращатели года». Карачаевцы и балкарцы строго ориентировался для корректировки календаря на дни солнцестояния и равноденствия. В некоторых случаях на звезды. К примеру, «Джай чилле» аккуратно совпадает с появлением Илкер (созвездие Плеяд) на небосводе. В Большом Къарачае ориентировались на тень от Айры тау. Между г. Карачаевск и н.п. Маркопи есть гора, которая служила природным корректировщиком календаря. В разных районах по разному приходила пора посева из-за климатических особенностей, но неизменными ориентирами были дни солнцестояния и дни равноденствия. В Архызе действовала обсерватория диаметром в 82 метра около древних аланских храмов 9-10 веков. В Малом Карачае счет вели в Нарсана. Нарсана так и переводится- обсерватория. «Нар»- солнце, «сана» - счет. Неясным осталось понятие «кюн коргъазинге кириу»- солнце входит в Къоргъазин»- день весеннего равноденствия. «Къоргъазин» - или гора или что иное, показывающее положение Солнца, куда оно «входит». «Къоргъазин» может оказаться и деталью (прицелом) обсерватории, по которой прослеживали путь светила. Однозначно сказать сейчас не представляется возможным. Кстати сказать, и в современности именно в Архызе и Кисловодске (Нарсана) расположены современные обсерватории. «Ратан 600» в Архызе, а в Кисловодске действует Солнечная обсерватория, как будто советские ученые специально проследовали пути аланских счетоводов времени.
Для удобства и наглядности схема представлена несколькими слоями окружностей, где в центре расположен священная гора асов и алан (карачаевцев и балкарцев), высочайшая гора Европы- Минги тау. Кстати сказать, служащий точным индикатором погоды. Покрыто облаками- к непогоде. Ясно видна- день будет солнечный. В среднем круге шесть сезонов года, разделенные пополам по количеству месяцев на каждый сезон. Далее месяцы, обозначенные современными датами. Наложенный внешний круг - Природный календарь, который представляет из себя сезоны ежегодных циклонов, времена природных явлений, хозяйственных работ. 
Природный календарь:
Кюн къоргъазинге кириу (день зимнего солнцестояния), по другому называется «Кюн анасыны къойнуна тюшдю»- Солнце попало в объятия своей матери. 22, 23, 24 декабря. 
Кюн анасыны къойнундан чыкъды – Солнце вышло из объятий матери. 25 декабрь. Время, когда день начинает становиться длиннее ночи. 
Затем идут отсчет 25 дней до начала Къыш чилле. По другому этот перид, 25 дней называются «Гитче чилле». 25 декабрь- 16 январь. 
Къыш чилле (40 дней) . 17 январь- 26 февраль. Къыш чилле в свою очередь делится на три части, где после каждой трети идут по три дня «Джел гютдю», «От гютдю», «Суу гютдю». Три дня «От гютдю»- это период, когда земля выбрасывает на поверхность, накопленное тепло. Даже в мороз влага на земле не замерзает в эти три дня. 
Балдраджюз-9 дней. 27 февраль- 7 март. 
Нарт -3 дня, Гурт-3дня, Джут-3дня. 8 март-16 март.
Джаз башы. 17 март- 22 март.
Нартур. 22, 23, 24, 2 март. Или «Джыл къайытыу»- возврат года. У карачаево- балкарцев год не уходил и не старился. Год возвращался. Другие тюркские народы называю более романтично- «Нартууган» - рождение

Солнца. У нас прозаичное «солнцестояние». День весеннего солнцестояния. 
Хан къызын сатхан кюнле. – 19 апрель- 21 апрель.
Телю алыу. 20 апрель- 20 май. 
Мал тардан чыгъыу. 25 май- 15 июнь. 
Тейри эшиги ачылыу. 22,23,24 июнь. День открытия врата Тейри. День летнего солнцестояния. 
Бузчачар кёзюу. 25 июнь- 16 июль. 25 дней от летнего солнцестояния до летнего Чилле. 
Джай чилле. 17 август- 26 август. Период появления на небосводе Илкер (созвездие Плеяд). 
Кече кюн тень заман. 22,23,24 сентябрь. Дни осеннего равноденствия. 
Къачдан сора барыу. 25 сентябрь- 1 декабрь. В это период попадает и «Буу ёкюрген аман кюнле»- «Плохие дни оленьего рёва». 
Теке ыйыкъ. 1 ноября-10 ноября. 
Эндиреюкню аман кюнлери. 20 ноябрь- 1 январь.
Къочхар къошуу. 1 декабрь- 15 декабрь. 
Токълутоймаз кюнле. Самые короткие дни зимы. 12 декабрь- 18 декабрь. 
Кюн къоргъазинге кириу. Или «Кюн анасыны къойнуна тюшюу». 22,23,24 декабря. 
Кюн анасыны къойнундан чыгъыу. 25 декабрь. 

На схеме наглядно видна и становится понятной фраза «Чилле юч айны башын кёреди». То есть, «Чилле видит главы трех месяцев». Если в современном, григорианском календаре «Чилле» охватывает два месяца, январь и февраль, то по старому карачаево –балкарскому календарю действительно охватывает три месяца. Актон ай, Ауузну ал айы, Ауузну арт айы. Само выражение, да и большая объемность календаря располагает к мысли, что раньше было его схематическое изображение. 
Не удалосьвыяснить дату «Чыпчыкътоймаз кюнле», «Время, когда птицы не могут утолить жажду». Это период, первого таяния снега, начало весенней оттепели. Где снег, только растаяв, к вечеру опять замерзает, не дав птицам напиться. 
В левом, нижнем углу расположена схема самого древнего календаря 7-8 веков до нашей эры, на территории города Нарсана. Это сосуд где была изображение календаря. До результатам палео- ДНК анализов, карачаевцы и балкарцы древнейщие жители центрального Кавказа и этот календарь имеет непосредственное отношение к нам. 
Я нашел объяснение символам и их расположению. Предлагаю и вам самостоятельно найти разгадку. Аллаху гъалим.

Для составления календаря были использованы работы Акбаева Х., Хатуева Р. 
Выражаю благодарность Лайпанову Умару, Кубанову Алию за предоставление информации. 
Копирование распространение изображения приветствуется.

С уважением, Батдыев К.."

© 2017-2020 - WWW.KKN09.RU
369000, Карачаево-Черкесская Республика, г.Черкесск

© 2017-2020 - создание и поддержка TeberD!n! DES!NG
Яндекс.Метрика