www.kkn09.ru
Контакты:
kongress-kn@bk.ru
» » НЕ СОГРЕШАЙТЕ НИ МИЛОСТЬЮ, НИ ЖЕСТОКОСТЬЮ
15
сентябрь
2017
+6

НЕ СОГРЕШАЙТЕ НИ МИЛОСТЬЮ, НИ ЖЕСТОКОСТЬЮ

НЕ СОГРЕШАЙТЕ НИ МИЛОСТЬЮ, НИ ЖЕСТОКОСТЬЮ


Открытое письмо Преосвященному Феофану, епископу Ставропольскому и Владикавказскому, кандидату богословских наук.


Москва. 2 сентября 2003 г.

Господин епископ!


С большим интересом и немалым удивлением позна­комился с материалами Вашей пресс-конференции, опу­бликованными в газете «День Республики» за 17 июля с.г. Можно было пролистать и забыть эти материалы как де­журные, если бы не значимость проблем, которые подни­маются в них и высокий сан того, кто их столь оригиналь­ным образом трактует.


Меня зовут Исмаил Алиев, профессор электротехники, родом из Карачаево-Черкесской республики, последние 10 лет живу и работаю в Москве, однако стараюсь быть в кур­се всех событий на своей малой родине, ибо она для меня и Мекка и Медина. Должен далее сказать, господин епи­скоп, что мы с Вами не только ровесники, но в какой-то мере и коллеги. Правда, моя паства вот уже 33 года - сту­денты вузов СССР, ныне России. Я всегда считал своим долгом не только приобщать их к научным истинам в обла­сти электротехники, но и к великой человекосозидающей идее Единого Бога (заметьте, и в советские, «тоталитарные» времена тоже), к достижениям человеческого духа в других отраслях знаний. Таким образом, моя паства в прошлом и настоящем - это многие тысячи студентов, прошедших через мои руки и мое сердце и ещё десятки тысяч обучают­ся по моим учебникам, читают мои иные книги, которых более двух десятков.


Должен сказать ещё, что в отличие от Вас, никогда не покидал свою Родину, пережил с ней её разложение, раз­рушение и унижение, учиненные её продажными прави­телями. В роли президента Конфедерации репрессирован­ных народов России среди прочих своих обязанностей ни на минуту не забывал известное Вам: «Ибо миротворцы есть сыны Божие...» Был во всех «разгорающихся» или «горячих точках» СССР-России с тем, чтобы умиротворить людей, чтобы не пролилась кровь, в том числе среди людей, уже взявшихся за оружие. И, слава Богу, умиротворение удавалось. Был провозглашен журналистами Человеком Года России в сфере межнациональных отношений за 1992 год, и доныне это - самое дорогое для меня звание.


Мне приходится упоминать об этом потому, что с точ­ки зрения моего невеселого опыта урегулирования меж­национальных проблем Вы, г-н епископ, в рамках Вашего первого визита в Карачаево-Черкесию ступили на весьма сомнительную стезю. Речь идет о судьбе древних аланских храмов и о ваших огульных оценках народа республики в связи с этой проблемой. Судя по Вашим высказывани­ям, Вы, г-н епископ, и в самом деле, вероятно, «плохо зна­ете Россию». Но давайте разберемся в Ваших суждениях по порядку.


Вы ставите вопрос о передаче древних аланских христи­анских храмов на территории Карачая, находящихся в ве­дении государства, Русской православной церкви (РПЦ), удивляетесь трудностям, которые при этом возникают (и уверяю Вас, возникнут ещё) и, походя, неоднократно и огульно оскорбляете народ республики, обвиняя его в варварстве, нецивилизованности, в «незрелом духов­ном состоянии общества». Вы сетуете: «никогда и нигде с таким варварским отношением к памятникам культуры и истории не сталкивался», «по сей день овцы пасутся в святых местах».


Во-первых, г-н епископ, с точки зрения всех пророков и пастырей овцы все-таки лучше, чем свиньи. А были годы, позвольте Вам напомнить, когда там паслись свиньи.


Во-вторых, во всем мире, а тем паче в России, сокруше­но, разрушено, разграблено столько памятников культуры, а особливо храмов Божьих, что впору по Вашей методе все народы мира назвать варварами. В одной Московской об­ласти под носом у патриархии таким храмам нет числа, а сколько их по всей России? Вам это неведомо? Вам, ви­димо, повезло, и с «заграницей и лучшими музеями мира». Но беда в том заключается, г-н епископ, что Карачаево- Черкесский государственный музей-заповедник по числу, древности, научной значимости памятников является уни­кальным во всей России, но в отличие от «лучших музеев мира» влачит нищенское существование, потому что ни местные, ни центральные власти этой значимости вполне никогда не понимали.


Вы правы, наше отношение к уникальному (повторюсь) наследию наших предков оставляет желать лучшего. Ещё бы. Мы, карачаевцы, были столько лет отчуждены от них и официальной историей и государственной идеологией. Народ в царское время назывался не иначе, как «дикие ту­земцы», а в советское время нам вдалбливали, что миро­здание началось для народа только с приходом советской власти. Это теперь, в последние десятилетия, карачаевцы всё больше стали осознавать себя наследниками самого цивилизованного и влиятельного государства на Север­ном Кавказе - Алании. Только теперь, увы, в эпоху безвре­менья, мы всё больше узнаем о своем беспримерном ма­териальном и духовном наследии и учимся гордиться им, гордиться нашими предками. Но это, г-н епископ, не вина народа, а его беда. Но теперь-то мы знаем, что наши пред­ки исповедали христианство, возводили города, чудные храмы, удивительную обсерваторию в те времена, когда не было и в помине Русской православной церкви, не было на свете ни Москвы, ни России. Исповедали многие из них вплоть до 17 века.


Да, мы недостаточно бережно относимся к своим па­мятникам культуры. Есть у нас и такие несчастные, ко­торые построили дома из священных, политых кровью камней с развалин наших древнейших городов. Но истина заключается в том, г-н епископ, что эти наши древнейшие на территории страны храмы в отличие от множества дру­гих памятников в остальной России сохранились в целости, иные отреставрированы, другие реставрируются сегодня, заметьте, усилиями моих же соплеменников.


В-третьих, г-н епископ, с начала мироздания по зако­ну людскому и Божию, каждый вправе претендовать лишь на то, что является его собственностью, созданной его усилиями, его трудом, трудом предков. Иное называется воровством и запрещается государственными института­ми и религиями, в том числе - христианством. Вам ли не знать: «Не укради!»

Аланские христианские храмы Карачая: Сентинский (от древнекарачаевского слова сынты - синод), Шоанинский (от древнекарачаевского чууана - святилище), архызские (от аланского этнонима айрыхаз) построены нашими предтечами в начале-середине 10 века, т. е. в те времена, когда Русь лишь робко приобщалась к христианству, и, как мы с Вами уже выяснили, не было на свете такого инсти­тута как РПЦ. Следовательно, ни тогда, ни в последующем эти храмы РПЦ не принадлежали, а были, есть и остаются величайшим культурным наследием карачаевского народа. Когда Вы, г-н епископ, отойдя от заграничных впечатле­ний, лучше узнаете Россию и историю её народов, то Вам откроется, что карачаевцы - суть прямые потомки алан­ских, булгарских и хазарских однокоренных тюркских пле­мен, создавших и населявших аланское государство.


Так объясните, г-н епископ, как можно, не боясь про­гневить Бога, претендовать на то, что тебе не принадлежит. Претендовать только потому, что это нечто плохо лежит и потому, что «...на этом весь мир бизнес делает». Это, вероятно, ключевые слова во всех ваших рассуждениях о «святых местах». В самом деле, почему бы не прибрать к рукам, пользуясь безвременьем, живописнейшие места и не развернуть там туристический бизнес с элементами старины, если этого до сих пор не сделали непонятливые и до глупого законопослушные хозяева. Вашего покойного предшественника подбили на это дело люди, для которых деньги не пахнут. Светлая ему память, у Преосвященного Гедеона, насколько известно, хватило мудрости разобрать­ся с проблемой. А Вы-то г-н епископ, кто, пастырь или биз­несмен? Наши храмы, г-н епископ, не акцизы на табачные изделия. Вы, надеюсь, помните эту малопривлекательную в истории церкви эпопею?


Вы, г-н епископ, с гордостью говорите о своих аспи­рантских годах, когда на трех слушателей «приходилось 25 преподавателей, в том числе из МГУ и дипломатической академии». Ну с дипакадемией, допустим, понятно. Но не­ужто даже МГУшники не учили аспирантов-богословов азам элементарной логики?


Вот образчик Вашей логики. Вы ссылаетесь на прави­тельство РФ, которое (Ваш стиль) «подписывая междуна­родные договора. первым пунктом подписывает в обя­зательном порядке обязательство о возвращении изъятой церковной собственности». На этом основании вы «не видите никаких препятствий для возвращения церкви храмов». Вы приводите «наглядный пример Троице-Сергиевой лавры, которая два года назад была возвращена церкви». Помилуйте, г-н епископ, где лавра, а где наши храмы?! На греческом языке, который Вы, вероятно, шту­дировали, такой прием преднамеренного введения других в заблуждение называется софистикой.


Я не раз бывал в лавре. Не устаю каждый раз восхи­щаться этим уникальным комплексом. здесь почти физи­чески ощущаешь над собой Божью благодать. Но, видите ли, г-н епископ, Троице-Сергиева лавра изначально это материальное и духовное творение РПЦ, плоть от плоти, дух от духа её. я думаю даже, что Троице-Сергиева лавра в какой-то мере есть концентрированное выражение кра­соты, глубины и мощи идеи Русского Православия. лавра была отчуждена государством от РПЦ, а ныне возвращена ей. И это замечательно.


В наши храмы, как мы выяснили, РПЦ не вложила и не могла вложить ни камешка, ни кирпичика. Никогда они не принадлежали РПЦ на законных основаниях. Зачем же Вы, епископ, вводите в заблуждение ваших слушателей и Ва­ших читателей, пользуясь лжелогикой?

Вы высокомерно заявляете, что «...есть документы о том, что это византийские храмы. Все остальные версии - это гипотезы, не более. Если все гипотезы принимать за ис­тину, нам придется перекраивать весь мир.» Вот так, не много ни мало.


Не будем говорить о гипотезе, как о начале любой на­уки. Но, похоже, для кандидата богословских наук не су­ществует науки истории? Между тем она существует, и год за годом открывает все новые горизонты, с которых как прошлогодний снег под солнцем истины сваливаются на­громождения лжи и фальсификаций официозной имперско-татищевской истории.


А пока разъясним, что византийские храмы существо­вали в Византии, с которой Алания была духовно связана, но никогда не входила в её состав, а в других городах и ве­сях строили храмы в византийском стиле местные масте­ра при участии византийских зодчих или без участия оных. И храмы называли соответственно русскими, аланскими и т. д. Как говорится, почувствуйте разницу, уважаемый кандидат богословия.


Не нужно, г-н епископ, перекраивать мир, его надо не­предвзято и богобоязненно изучать. И тогда заявления будут взвешенными и не будут задевать национальное самосознание других людей и народов. А именно с этого начинаются так называемые межнациональные конфлик­ты, особенно если их умело подогревают и канализиру­ют в «нужном» русле. В Карачаево-Черкесии, г-н епископ, и без Ваших притязаний и оскорблений хватает, к сожале­нию, проблем.


Вдумайтесь, в то, что Вы говорите: «Первое, что нужно сделать - это храмы передать церкви. Это необходимо сде­лать, если уважают себя деятели культуры, если уважают себя власти...» Не берусь судить по части властей, но дея­тели культуры, в основном, себя уважают, и никто из них не собирается поднимать себя в Ваших глазах, следуя Ва­шим рекомендациям. Почему?


Да потому что все знающие помнят, например, что в позапрошлом веке уже было «соседство музея и церк­ви» по Вашему рецепту, когда здесь открыли монастырь. Монахи на свой вкус перестроили самый маленький юж­ный архызский храм под заурядную церковь, предоставив остальным храмам разрушаться и выпасая «в святых ме­стах» свиней.


В том числе и на развалинах единственной в России древнейшей обсерватории 10 века, которую, между про­чим, раскопали и исследуют мои соплеменники. Таких об­серваторий, г-н епископ, насколько я знаю, в Евразии ещё две: улугбековская вблизи Самарканда (15 в.) и хайямовская вблизи персидского города Исфахан (12 в.). Уникаль­ный памятник науки вкупе с другими древностями братья-монахи разобрали и соорудили из этих камней каменные коробки - общежития. Такое вот было соседство...


Но дело даже не в этом. Лично я, как деятель науки и культуры и как сын своего древнего многострадального народа не хочу, чтобы наследие материальной и духовной культуры народа, представляющее общемировую значи­мость, находилось в чьей бы то ни было собственности. Меня устраивает, что это наследие входит в состав Кара­чаево-Черкесского государственного музея-заповедника и, сверх того, ввиду особой ценности находится, к счастью, под федеральной юрисдикцией. Что до меня и моих еди­номышленников, а их тысячи, то мы приложим все силы, чтобы наследие это оказалось бы также под эгидой ЮНЕ­СКО.


Вы обязаны знать, г-н епископ, что так думают тысячи моих соплеменников, и далеко не все они сохраняют при этом хладнокровие.

Так что оставьте в покое наши памятники, возня вокруг них нанесла урон имени даже Вашего достойнейшего пред­шественника. Делайте свой бизнес, г-н епископ, где-нибудь в другом уголке Вашей епархии, она велика. Если же у Вас и в самом деле есть средства, достройте многострадальную церковь в самом центре столицы Республики. Её строи­тельство оживает от выборов к выборам и финансирует­ся чаще всякими дельцами и мошенниками от политики и экономики. Или теперь стало нормой, что божьи храмы строят на деньги жуликов и менял, которых когда-то из­гонял Христос?


Не лучше ли, Преосвященный, в наше время воинству­ющей пошлости и криминального бизнеса учить людей строить храм Божий прежде всего в собственном сердце? А всего лучше, г-н епископ, для начала хорошенько изучи­те свою епархию. Уверяю Вас, это не самая простая епархия в России. Уж я-то её немножко знаю.


И последнее: странный всё-таки девиз у Вас и у Ваших наставников: «Научитесь согрешать скорее милостью, чем жестокостью». А нельзя ли, Преосвященный, не согрешать вовсе - ни милостью, ни жестокостью. Ведь то, что для од­ного милость, для другого чаще всего - жестокость. Нет?


Копию этого письма и материалов Вашей пресс-конференции, с Вашего позволения, направляю в Патриар­хию. Не по злому умыслу, а, повторюсь, потому, что не хочу, чтобы на земле моего народа возникли новые осложнения из-за надуманных проблем. Ему и другим народам Респу­блики и без того ныне несладко.


Примите мои уверения в совершеннейшем к Вам почте­нии.

Пребывающий, уж извините, «в незрелом духовном со­стоянии»

профессор Исмаил Алиев.

© 2017-2020 - WWW.KKN09.RU
369000, Карачаево-Черкесская Республика, г.Черкесск

© 2017-2020 - создание и поддержка TeberD!n! DES!NG
Яндекс.Метрика